Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми ассоциируется с симпатией, состраданием и способностью понимать другого человека и проникаться его печалями и радостями. В психологии эти важнейшие навыки обобщаются понятием «эмпатия».
Эмпатия - это ведущая социальная эмоция, и в ее самой общей форме определяется как способность человека эмоционально реагировать на переживания других людей. Она включает в себя субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Понятие «эмпатия» как психологический феномен было заимствовано из философии, где семантический эквивалент «симпатии» был идентичен в философских дисциплинах (этика, эстетика).
Эмпатия как коммуникативное свойство личности способствует решению глубоких человеческих проблем и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Это один из регуляторов отношений между людьми. Это проявляется в желании предложить помощь и поддержку другим. Приводит к развитию гуманистических ценностей личности.
Цель работы: изучить идентификацию и эмпатию как механизмы взаимопонимания людей, зеркальные нейроны как физиологический механизм эмпатии.
Задачи: 1.рассмотреть эмпатию как элемент общения;
2.изучить идентификацию;
3.изучить зеркальные нейроны как основу эмпатии и подражания.
1.Эмпатия как элемент общения
Общение - это первый вид деятельности, который человек осваивает в онтогенезе, и уже одно это показывает его важность в жизни человека как предпосылки для успешной реализации и развития личности. Понятие «общение» является одной из основных категорий психологии и рассматривается как единое целое: как потребность и состояние человеческой жизни, как взаимодействие и взаимовлияние, как своего рода обмен взаимоотношениями. И взаимная симпатия, например, знания и деятельность в общении восприятие, понимание и оценка человека происходит самим человеком. Сочувствие неразрывно связано с общением. Чем выше уровень развития эмпатии, тем эффективнее общение.
Основным регулятором социальной сферы жизни человека является общение, социальное значение которого состоит в том, что оно является средством передачи культуры и социального опыта. У разных людей разные коммуникативные навыки. В то время как одни, вступая в контакт с другими, без особых усилий с их стороны поддерживают или просто вызывают у других людей хорошее настроение, другие вносят напряжение в свои отношения с людьми и вызывают у них негативные эмоции [2].
Как показали исследования М.И. Лисиной, уже в первые семь лет жизни ребенка необходимо: доброжелательное внимание; в сотрудничестве; уважение взрослых во взаимопонимании и сопереживании. В то же время ученого отталкивает тот факт, что одна из исходных функций общения - организация совместной деятельности с другими для активной адаптации к окружающему миру, в том числе его трансформации.
Это значит, что человеку необходимо общение, ведь для эффективных совместных действий необходимо, чтобы участники хорошо знали и правильно оценивали не только себя, но и других людей. Этому способствует развитие эмпатии.
Пока что на страницах российской психологической литературы есть разногласия по поводу определения понятия «общение». Во-первых, сам термин не имеет точного аналога в западной социальной психологии и, во-вторых, как отмечает Г.М. Андреева, «его содержание можно рассматривать только в концептуальном словаре специальной психологической теории (деятельности). Мы понимаем общение как взаимодействие двух (или более) людей с целью координации и объединения усилий для установления отношений и достижения общего результата.
А.В. Мудрик предлагает рассмотреть пять аспектов подготовки к общению: развитие особенностей мышления; обучение речи; формирование определенных установок в сфере общения; развитие и обучение новым коммуникативным навыкам; развитие определенных качеств личности, в том числе сочувствия.
В структуре общения четыре компонента: когнитивно-информационная; регуляторные и поведенческие; аффективно-чуткий; социально восприимчивый. Первый связан с процессом получения и передачи информации, осуществляемым языком, вторая часть фокусируется на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий, третья описывает общение как процесс обмена и регулирования. на эмоциональном уровне. Четвертый компонент связан с процессами взаимного восприятия, понимания и познания субъектов в процессе общения (т.е. эмпатии).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басин, Е.Я. Искусство и эмпатия / Е.Я. Басин. - М.: БФРГТЗ "Слово", 2018. - 234 c.
2. Егоренко, Т.А. Становление эмоционального компонента профессионально-важных качеств студентов-психологов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7, № 4.
3. Ильин, Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2018. - 148 c.
4. Карнеги Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Карнеги, Дейл. - М.: Свердловск: Средне-Уральское, 2019. - 304 c.
5. Кроль, Л. Как работает эмпатия. Чувствуй и побеждай / Л. Кроль. - М.: Класс, 2017. - 712 c.
6. Курпатов, А.В. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии / А.В. Курпатов. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 703 c.
7. Сизикова, М.В. Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / М.В. Сизикова; «Высш. школа экономики», нац. исслед. ун-т. - М., 2018. - 28 с.
8. Юнг, К.Г. Психологические типы. Минск: Харвест, 2017. 528