Фрагмент для ознакомления
2
В.Л. Шейнис отмечал те трудности, с которыми приходилось сталкиваться парламенту. Эти трудности были порождены неразвитостью партийной системы, отсутствием устойчивых депутатских объединений в парламенте и создавали большие просторы для маневров со стороны президента для продвижения личной политики, подбора кадров и т.д. Тем не менее Совет народных депутатов как парламент был уникальным явлением в истории современной России.
Его значение заключалось в том, что впервые за долгие годы отсутствия реального парламентаризма в стране появился орган, который выполнял реальные законодательные и представительские функции в системе властей. В его опыте было немало важных поучительных моментов, которые впоследствии были востребованы при конструировании современного российского парламента.
3 этап – Российская Федерация.
В настоящее время сложность парламентаризма с институциональной точки зрения заключается в том, что он заимствован с западного образца европейских стран и проходит очень сложный путь адаптации к российской действительности. Парламентаризм в России составляет важную часть политической системы и политической культуры общества, сегодня необходимо изучать его проблематику с точки зрения научного политического знания.
На современном этапе особенно важно обратиться к истокам зарождения и развития народного представительства, поскольку и сейчас задача совершенствования государственного, в том числе законодательного механизма остается весьма актуальной, а практика осуществления многих уже проведенных преобразований наглядно свидетельствует о том, что игнорирование уроков прошлого ведет к просчетам и ошибкам.
Полагаем, что до настоящего времени парламент не является в полной и безусловной мере действительным выразителем желаний и воли народного большинства. В настоящее время с этой точки зрения закономерно стремление для подавления конфликта между исполнительной и законодательной властью ввести подавляющее большинство представителей «Единой России» в Государственную Думу. «Единая Россия», как и ее предшественники «Наш дом — Россия» и «Единство», в свое время была создана высшими чиновниками для максимизации своего контроля над политическим процессом. Это различие определило основные характеристики российской «партии власти» в трех ключевых аспектах — партийная организация, партийная идеология и роль партии в политическом управлении страной.
Задание №2.
Дайте конституционно-правовую характеристику Правительству Российской Федерации. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти, порядок формирования. Охарактеризуйте систему иных федеральных органов исполнительной власти.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды .
Председатель Правительства Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).
Представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения представления.
По результатам рассмотрения представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственная Дума вправе утвердить или отклонить ее.
Если Государственная Дума утверждает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Федерации назначает данную кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации.
Если Государственная Дума отклоняет представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу представление по новой кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации или повторно по той кандидатуре, которая была отклонена Государственной Думой.
После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает на должность Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае утверждение кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой не требуется.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации после утверждения их кандидатур Государственной Думой. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.
Президент Российской Федерации назначает на должность:
1) федеральных министров - руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации);
2) иных федеральных министров после утверждения их кандидатур Государственной Думой.
Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации представление по кандидатуре федерального министра, назначаемого на должность в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и другие материалы, характеризующие представляемую кандидатуру.
Совет Федерации не позднее недельного срока со дня получения представления и других материалов, указанных в части 2 настоящей статьи, информирует в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.
Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуру федерального министра, назначаемого на должность в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи:
1) в случае формирования нового состава Правительства Российской Федерации - не позднее двухнедельного срока со дня назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации;
2) в случае, если должность федерального министра стала вакантной после назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации, - не позднее недельного срока со дня появления вакантной должности федерального министра;
3) в случае, если должность федерального министра стала вакантной до назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации, - не позднее недельного срока со дня назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации.
Государственная Дума не позднее недельного срока со дня представления Председателем Правительства Российской Федерации кандидатуры федерального министра принимает решение об утверждении или отклонении такой кандидатуры.
Если Государственная Дума утверждает представленную Председателем Правительства Российской Федерации кандидатуру федерального министра, Президент Российской Федерации назначает данную кандидатуру на должность федерального министра. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность федерального министра, кандидатура которого утверждена Государственной Думой.
Если Государственная Дума отклоняет представленную Председателем Правительства Российской Федерации кандидатуру федерального министра, Председатель Правительства Российской Федерации вправе представить Государственной Думе новую кандидатуру федерального министра или повторно ту кандидатуру, которая была отклонена Государственной Думой.
После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства Российской Федерации кандидатур федеральных министров Президент Российской Федерации вправе назначить федерального министра из числа кандидатур, представленных Президенту Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации. В этом случае утверждение кандидатуры федерального министра Государственной Думой не требуется.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // "Российская газета", N 251, 09.11.2020.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 N 10-П "По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации" // "Российская газета", N 144, 27.07.1999.
4. Голещихин В.С. Основания и субъекты временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 12. С. 17 - 21.
5. Керимов А.А. Ретроспективный взгляд на эволюцию теории и практики парламентаризма в России // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54. С. 45-52.