Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа №1
1. Каковы причины возникновения детской психологии как науки?
Причины: потребности общества в новой организации системы образования, прогресс идеи развития в эволюционной биологии, разработка объективных методов исследования в психологии.
Становлению детской психологии как отдельной области науки, широкому проникновению в нее генетического принципа и объективных методов исследования способствовала эволюционная теория Ч. Дарвина (1859). Приспособляемость организма к природе Ч. Дарвин истолковал, опираясь на установленный им факт изменчивости видов, естественного отбора, протекающего в условиях борьбы живых существ за существование на основе изменчивости и наследственности. Психические явления Ч. Дарвин рассматривал как орудие приспособления организма к среде. Такой взгляд на психику и психические процессы предполагал изучение фактов приспособительного поведения животных и человека, доступных внешнему объективному наблюдению. Вслед за открытием Ч. Дарвином законов эволюции в органическом мире встала задача изучить движущие силы психического развития, роль наследственности и среды в этом процессе, особенности взаимодействия ребенка со средой, адаптации к ней.
Сам Ч. Дарвин интересовался детской психологией. Он вел наблюдения за поведением сына от рождения до трех лет, а затем опубликовал данные о развитии моторики, сенсорики, речи, мышления, эмоций, нравственного поведения (1877). Ранее попытка подробного и последовательного описания психического развития ребенка была предпринята немецким философом Т. Тидеманом в 1787 г. Он фиксировал проявления ребенка от рождения до трех лет в двигательной, сенсорной и эмоциональной сфере, настаивая на том, чтобы воспитание опиралось на точное знание о развитии душевных особенностей и времени их проявления. Подчеркнем: впервые психологи увидели в психике младенца, не владеющего речью и поэтому не способного рассказать о своих переживаниях, особый объект и сделали предметом изучения развитие ее составляющих, выбрав адекватный метод -- объективное, внешнее наблюдение. детский психология наука дисциплина
Огромное влияние на становление детской психологии оказали немецкий физиолог и психолог В. Прейер и его книга «Душа ребенка» (1882). Сторонник эволюционной теории Ч. Дарвина, В. Прейер ратовал за распространение идей развития в детской психологии, за внедрение объективных методов исследования, тем самым отстаивал естественно-научный путь ее развития. В своей книге В. Прейер представил многолетние наблюдения за развитием сенсорной, умственной, речевой, волевой, эмоциональной и сферой самосознания в младенческом и раннем детстве. Задачу своего исследования В. Прейер видел в том, чтобы составить целостную картину психического развития, определить его условия, показать роль наследственности. Эта картина должна была помочь педагогам в организации воспитания маленького ребенка. С целью научить не только ученых, но и родителей изучать и понимать детей В. Прейер попытался усовершенствовать метод наблюдения по аналогии с методами естественных наук. Он разработал методические рекомендации для наблюдателя, помогающие выделять и фиксировать факты поведения детей, а также образец дневника и календарь показателей развития ребенка от рождения до трех лет. Книга В. Прейера способствовала росту интереса к проблемам детства, широкому распространению родительских дневников, организации исследований, направленных на систематическое изучение детской психологии.
2. Как определяется понятие "развитие" и его критерии применительно к развитию ребенка?
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.
К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у человека определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.
Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Особое значение в становлении личности имеют детские годы.
Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.
В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
Установлено, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего.
1.Младенческий возраст - Эмоциональная деятельность – непосредственно-эмоциональное общение
2. Ранний возраст – Предметно-манипулятивная деятельность
3. Дошкольный возраст - Игровая деятельность - сюжетно-ролевое общение
4. Младший школьный возраст -Учебная деятельность
5. Подростковый возраст – интимно-личностное общение
6. Ранний юношеский возраст –учебно-профессиональная деятельность
Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребенок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка со взрослым.
Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности – предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, – так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.
При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др.
Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер ведущей деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.
Для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.
С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка.
Важную роль играет при этом и внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка.
Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Социальное и биологическое в человеке – не две параллельные, не зависимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, а природосообразные и внутрииндивидные различия так многообразны, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора – наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.
3. Какие исторические изменения предмета детской (возрастной) психологии произошли за все время существования этой отрасли психологии?
Стоит начать с определения возрастной психологии. Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).
Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
На руб. XIX—XX вв. возрастная ψ (в качестве детской ψ) выделилась в самостоятельную обл. знан. В соответствии с этим и изменялся предмет возрастной психологии.
Понятие предмета детской ψ неоднократно трансформировалось.
2 пол. XIX — нач. XX в – задача учёных - сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы (Ч. Дарвин, А. Гезелл) Позже задачей стала систематизация, упорядочение фактов, выявление некоторых общих закономерностей психического развития (С. Холл, А. Гезелл)
1920—1930е г — объект изучения- внешне наблюдаемое поведение ребенка.
Далее происходит изуч. факторов, условий и движущих сил развития (З. Фрейд, А. Валлон, Э. Эриксон).
Отеч. ψ.: изучались особенности каждого возраста, основные типы нормального и анормального развития, структура и динамика детского развития и их многообразие. (Л.С. Выготский).
4. Подберите и кратко опишите примеры специфики детства в отечественной культуре.
Все игры у детей повторяли, либо дополняли обряды, ритуалы, праздники и т.п. Игрушки передавали представления о гендерных особенностях, они выступали «тренажерами» будущей жизни. Символами детства также выступали игрушки, которые символизировали уход за детьми.
Детский фольклор – важный атрибут детства как особого социокультурного феномена, включает в себя народное творчество.
Ранее состояние взросления рассматривалось как желанное явление, сейчас же наоборот. Поэтому и игры были подобные взрослой жизни, сейчас же игры носят развлекательный характер и не более того.
5. Рассмотрите "Конвенцию о правах ребенка" с позиций исторического подхода к анализу детства. Каково современное представление о ребенке и его месте в социуме согласно Конвенции?
В Конвенции каждая статья детализирует индивидуальные права детей до 18 лет и их условия для полного развития возможностей, свобод от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Права, закрепленные в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают интересы детей.
Ребенок в Конвенции – полноценная и полноправная личность.
Конвенция ООН о правах ребёнка была принята в 1989 году. В ней записаны гражданско-политические, социально-экономические и культурные права детей. Она является наиболее полным документом о правах ребенка. Прошло уже более 23 лет с момента принятия этого документа, но интерес к нему во всем мире не угасает, а скорее наоборот усиливается.
Конвенция о правах ребёнка разрабатывалась многими специалистами в течение нескольких лет. В работе над этим документом принимали участие представители государств и межправительственных организаций структуры ООН, неправительственные организации и ученые. Необходимость придания правам детей договорной основы была очевидна и тогда, и сейчас. Первый проект Конвенции был представлен Комиссии по правам человека ООН в 1978 году. Спустя 11 лет 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций одобрила его, приняв Конвенцию о правах ребёнка. В январе 1990 года её подписали руководители 61 страны.
В настоящее время Конвенция является широко признанным международным документом по вопросам о правах человека. Участниками Конвенции являются все 192 государства-члена ООН.
Принятие Конвенции о правах ребёнка значительным количеством стран говорит о том, что все они признают право детей на особую защиту и заботу. Не смотря на то, что эти же государства спорят по правозащитным проблемам, их взгляды часто не совпадают на теорию и практику по правам и свободам человека.
Конвенция обязывает государства, подписавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.
Благодаря Конвенции права ребенка приобрели силу норм международного права. Конвенция призвана создать благоприятные условия для развития детей, которым предстоит в будущем строить добродетельный мир.
Информация о механизме использования Конвенции представляет и теоретический, и практический интерес. Она закрепляет все права ребёнка в одном документе (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные). В ней отражены условия и соглашения между различными подходами: правовыми и философскими, международными и национальными политическими интересами. В положениях Конвенции учитываются многообразие религий, культур, традиций, уровни экономического развития стран - участников. Всё выше перечисленное, а также механизм контроля за соблюдением положений Конвенции делают этот документ исключительным инструментом защиты прав ребёнка.
Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка 29 января 1990 года.
В настоящее время для нашей страны она имеет особую актуальность в связи с растущим в последние годы желанием граждан из других стран усыновлять маленьких россиян.
В связи с участившимися случаями гибели детей в приёмных иностранных семьях, а также случаев жестокого обращения с детьми 28 декабря 2012 года был принят федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Данный закон был резко осужден в США, по мнению президента Обамы он противоречит Конвенции о правах ребёнка, приняв его, Россия не соблюдает все пункты главного документа о правах и возможностях детей. Но мы считаем, что подписав его, президент России и депутаты Государственной думы следовали статьям 18-27 Конвенции, обязывающих защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них.
В Конвенции ребенок рассматривается как личность, имеющая права, которые государства обязаны "уважать и гарантировать" (ст. 1 Конвенции). Ребёнок - особо уязвимый член общества, следовательно, заслуживает специальной защиты.
Конвенция о правах ребёнка - самый необходимый документ для современного общества. Ведь благодаря этому соглашению все права детей строго регламентированы. А значит, они должны соблюдаться, не смотря ни на что.
6. Каковы закономерности развития ребенка, выявленные в разных психологических учениях?
Значителен вклад А. Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (формы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка.
А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И. П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, ) связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается I переход удовольствия "с конца на начало". Проводя на детях, эксперименты, подобные тем, которые В. Келер проводил на шимпанзе, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий ' у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал "шимпанзе-подобным возрастом". Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки. Заметим, что незадолго до этого В. Вундт писал, что детская психология вообще невозможна, так как ребенку недоступно самонаблюдение.
Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития - наследственная одаренность или окружающая среда -- привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее -- В. Штерн. Он считал, что психическое развитие -- это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это -- результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.
По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Они первичны и обнаруживают себя с первого дня жизни. Эта внутренняя психическая инстанция -- "Оно" -- существует уже на начальной, оральной, стадии развития, в течение которой психическая жизнь ребенка связана, в основном, с удовлетворением потребности в пище. В реальной жизни способы удовлетворения индивидуальных влечений наталкиваются на запреты. Под их влиянием "Оно" выделяет из себя маленький кусочек "Я". За оральной стадией следует анальная стадия. Акты дефекации составляют ту деятельность, в которой инстинктивные влечения должны быть удовлетворены. Здесь запреты родителей становятся еще больше, и "Я" все больше дифференцируется. Наступает такой период в жизни человека, когда удовлетворение сексуальных потребностей начинает связываться со взрослым человеком.
С точки зрения А. Валлона, при изучении развития психики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и подобии процессов, сколько на различиях между ними. Более того, для разрешения противоречий важно даже углубить различия между 1 явлениями, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одного состояния к другому. По мнению А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия: "эмоция", "моторика", "подражание", "социум". Подобно либидо у 3. Фрейда, эмоции у А. Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям.
7. Как взаимосвязаны наследственность и среда в развитии ребенка (критический анализ)?
Развитие ребёнка представляет собой взаимное влияние наследственности и окружающей среды на развивающийся мозг. Наследственность определяет потенциал ребёнка, тогда как окружающая среда влияет на степень его реализации. Для оптимального развития окружающая среда должна соответствовать физическим и психологическим потребностям ребёнка, которые меняются в зависимости от возраста и стадии развития.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.