Фрагмент для ознакомления
2
Детский церебральный паралич иначе ДЦП - это комплекс нарушений, влияющих на способность человека поддерживать равновесие и осанку, двигаться. Термин «паралич» означает «слабость», трудности с контролем мышц, а «церебральный» указывает на состояние, касающейся головного мозга.
Церебральный паралич развивается вследствие нарушения повреждения головного мозга или нормального развития ЦНС, что собственно и влияет на способность контроля над мышцами. Проявления данного заболевания разнообразны, и соответствуют тяжести состояния ребенка с ДЦП: от способности ходить к потребности в посторонней помощи в течение всей жизни, используя специальные средства, или даже полностью самостоятельно.
ДЦП не прогрессирует со временем, ног все же, отдельные симптомы могут меняться в течение жизни: если не проводить лечение ребенка с ДЦП, мышечная "жесткость" и сокращение мышц могут усилиться.
Во всех случаях, детский церебральный паралич проявляется двигательными нарушениями. Во многих также развиваются сопутствующие патологические состояния: речью, судороги, проблемы со слухом, умственная отсталость, зрением, и др. К сожалению, ДЦП является одной из наиболее частых причин инвалидизации в детском возрасте: среди глубоко недоношенных детей достигает 40-100 на 1000 живых новорожденных, а распространение в мире и составляет 2-3 на 1000 живых новорожденных.
К симптомам ДЦП можно отнести:
- Изменения мышечного тонуса от полного расслабления до сильного напряжения.
- Дети выражают беспричинное беспокойство или вялость.
- Сильное напряжение мышц + повышенные рефлексы (спастика) - часто в виде изгиба тела ребенка в одну сторону, асимметричное положение конечностей.
- Нарушение координации движений (атаксия).
- Тремор или неконтролируемые беспорядочные движения.
- Медленные, гибкие движения (атетоз).
Ранние признаки развития ДЦП включают:
Задержку достижения таких этапа развития как достижение предметов рукой, контроль головы, переворачивание, ходьба или сидение без поддержки, ползание. Удерживание "безусловных" или "детских" рефлексов, которые в норме исчезают через 3-6 месяцев после рождения.
Вторичными проявлениями бывают:
- Задержка в развитии речи.
- Расстройства сосания, глотания, слюнотечение.
- Нарушение зрения, слуха.
- Умственная отсталость.
- Судороги (эпилепсия).
Выделяют 5 уровней развития больших моторных функций:
Уровень I – ходьба без ограничений;
Уровень II – ходьба с некоторыми ограничениями;
Уровень III – ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения;
Уровень IV – , могут использоваться моторизированные средства передвижения так как самостоятельное передвижение ограничено;
Уровень V – перевозка в коляске/инвалидном кресле – полная зависимость ребенка от окружающих.
Диагноз устанавливают на основе анализа лабораторно-инструментальных данных и клинико-анамнестических. Проводится оценка неврологического статуса ребенка первого года жизни с учетом возрастной периодизации и полный клинический осмотр: черепно-мозговой иннервации, состояние черепных нервов и родничков, определение положения и общего состояния, тонуса и выраженности рефлексов, позы, спонтанной и стимулированной двигательной активности, наличие очаговой симптоматики, изменений мышечного.
Представьте программу психологического обследования дошкольников с ДЦП.
Социально-психологическое обследование детей с ДЦП: В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, следует внести задания на изучение всех типов восприятия, конструирования, временных и пространственных представлений, графических навыков. При планировании обследования школьников с ДЦП особо важно обследовать навыки чтения, счета, письма и учет выявленных нарушений при разработке дальнейшей программы коррекционной работы.
Мышление и его виды: Наглядно – действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства учиться оперировать предметами, читать, решать самые разные практические задачи и устанавливать отношения между ними.
На основании наглядно – действенного мышления формируется и уже сложная форма мышления – наглядно – образное мышление. Данное мышление характеризуется тем, что ребенок уже сможет решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, к примеру, считать в уме или использовать схематические изображения.
К 6 – 7 годам уже начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, оно связано с преобразованием понятий и их использованием. У детей с ДЦП вызывают затруднения следующие игры:
« 4 – й лишний»
«Небылицы»
«Разрезные картинки»
«Назови одним словом» (обобщение)
У многих исследуемых детей можно отметить нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых развиваются наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического, у других — преимущественно наглядные формы мышления. Данный ряд нарушений познавательной деятельности, как правило характерен для определенных клинических форм заболевания. Например, при спастической диплегии будет наблюдаться удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при ярко-выраженной недостаточности пространственного праксиса и гнозиса. Выполнение заданий, требующих участия речевого ответа, логического мышления, не представляет для детей с описанной ранее формой ДЦП особых трудностей. В то же время, дети испытывают существенные сложности при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета на лист бумаги, с трудом осваивают схему тела и направление, так же часто зеркально изображают асимметричные фигуры. У детей, страдающих ДЦП часто отмечается нарушения функции счета, проявляющееся в трудностях глобального восприятия количества, восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков, сравнения целого, усвоения состава числа, и частей целого. Важно отметить, отдельные локальные нарушения высших корковых функций — пространственного праксиса и гнозиса, функции счета (последнее принимает иногда форму выраженной акалькулии) — могут наблюдаться и при иных формах ДЦП, однако, эти нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплеги.
Оптико-пространственная дисграфия часто наблюдается у детей с правосторонним гемипарезом. У них позже, чем у сверстников, они долго не различают правую и левую руку, долго формируется представление о схеме тела.
Составляющая интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своим своеобразием. У большинства детей интеллект потенциально сохранный в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга. Недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) занимают ведущее место