Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность представляет собой одно из ключевых направлений для организации бизнеса. Товарное обращение и коммерция направлены в первую очередь на эффективную организацию купли-продажи товарно-материальных ценностей, а также на доведение товаров до конечных потребителей, в целях максимизации прибыли.
Термин «коммерческая деятельность» или «коммерция» может основываться в нескольких направлениях. Поначалу она означала купеческую или торговую деятельность на рынке, которая имела в своих целях получить прибыль от торговых операций. Зачастую эти операции проводили купцы сначала между странами, а потом и внутри своих стран. Сейчас же, данная деятельность распространяется с грандиозным размахом во все страны, где и осуществляется купля и продажа товаров и услуг.
Таким образом, коммерческая деятельность – эта одна из самых важных областей деятельности экономики, которая возникла в результате труда.
Данная деятельность заключается в следующем – чтобы выполнить торговые и организационные мероприятия, которые направлены на продажу и покупку товаров и услуг с целью получения наибольшей прибыли.
Субъекты, имеющие взаимные коммерческие интересы, вступают в различного рода отношения. Они, как правило, носят возмездный характер. Коммерческие сделки относятся к категории гражданско-правовых договоров. На них распространяются общие положения о соглашениях, закрепленные в ГК. Рассмотрим далее особенности коммерческих сделок.
ГЛАВА 1 КОММЕРЧЕСКАЯ СДЕЛКА И ЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Сделкой считается соглашение, оформляемое двумя или несколькими лицами, направленное на установление, прекращение, изменение прав и обязанностей. В рамках предпринимательской деятельности такие договоры заключаются для извлечения определенной выгоды. Ее получение обеспечивает прибыльная сделка. Законодательство предусматривает ряд требований для экономических субъектов, заключающих соглашения. В частности, любая сделка должна совершаться в рамках нормативных положений, не должна нарушать прав других лиц.
Коммерческие организации в своей деятельности должны руководствоваться определенными принципами. В качестве одного из них выступает свобода договора. В буквальном смысле этот принцип предполагает, что участники коммерческой сделки вправе по собственному усмотрению устанавливать те или иные условия, обязательства, ответственность в рамках отношений. При этом субъекты могут заключить соглашение как предусмотренное в законодательстве, так и не указанного в нем.
Нюансы. Устанавливая принцип свободы договора, законодатель предусматривает и определенные ограничения. В частности, не он не действует при принятии решения о заключении соглашения о поставке для госнужд и выборе в связи с этим контрагента. В ряде случаев может ограничиваться свобода формулирования условий договора. Это обеспечивается за счет установления в законодательстве перечня пунктов, обязательных для включения в соглашение. В нормах могут также закрепляться требования для содержания сделки, пределы усмотрения сторон. Законодательство допускает возможность ограничения свободы договора самими экономическими субъектами.
Основную часть соглашений составляют договоры, связанные с предоставлением права собственности на материальные ценности. Их именуют реализационными. Коммерческая сделка может быть посреднической. Они направлены на формирование условий для заключения реализационных соглашений. Также на практике оформляются сделки, содействующие торговле. Некоторые из них используются главным образом в рамках экономического оборота, другие имеют общегражданскую направленность. Коммерческая сделка может быть предварительной или организационной.
Реализационные соглашения. К этой категории относятся: сделка купли-продажи, договор контрактации сельхозпродукции, закупок для госнужд. В число реализационных входят соглашения, регламентируемые 882 статьей ГК. Правила его оформления закреплены в главе о кредитовании. Однако фактически это сделка купли-продажи с условием оплаты в будущем. Реализационным считается договор обмена продукции, осуществляемого в рамках экономической деятельности. Специфика таких соглашений заключается, кроме прочего, в субъектном составе. В качестве участников таких сделок могут выступать только индивидуальные предприниматели и юрлица. Граждане такие соглашения не заключают.
Посреднические договоры. В торговой сфере коммерческие организации часто совершают определенные действия с продукцией в пользу какого-либо субъекта. К числу посреднических относят соглашения о комиссии, в том числе внешнеторговой, концессии, поручения. К этой же категории относят сделки, связанные с торговым агентированием.
Содействующие соглашения. Развитие экономического оборота обуславливает изменение существовавших и возникновение новых типов договоров. К сделкам, содействующим торговле, можно отнести: Осуществление маркетинговых исследований. Предоставление информационных и рекламных услуг. Создание рекламных продуктов. Хранение изделий. Договор кредитования торговой деятельности – это тоже коммерческая сделка, содействующая обороту. К этой категории следует также отнести соглашения о страховании рисков, транспортной экспедиции и пр.
Рассматривая договоры, необходимо понимать разницу между соглашениями на производство работ и предоставление услуг. В первом случае коммерческая сделка направлена на создание определенного товара, который впоследствии станет объектом реализации. Соглашения о предоставлении услуг предполагают совершение субъектом определенных действий в интересах контрагента. Сами такие операции считаются желаемым благом и обеспечивают исполнение договора. Законодательство устанавливает разные требования к соглашениям о производстве работ и предоставлении услуг.
Организационные соглашения. К ним относят договоры: Исполнительных структур власти о межрегиональных поставках. Об организации взаимосвязанной деятельности, направленной на реализацию товаров. Органов госвласти и территориального самоуправления с торговыми и производственными предприятиями по вопросам продажи продукции.
На коммерческие сделки распространяются требования 28 главы ГК. По общему правилу договор будет считаться заключенным, если стороны в установленном порядке достигли соглашения по существенным условиям. Если оформляется реальная коммерческая сделка, то этот момент совпадает с передачей вещи. Для некоторых соглашений установлено требование об обязательной госрегистрации. Такие договоры считаются заключенными с момента завершения данной процедуры. В связи с тем, что большая часть соглашений направлена на реализацию движимых материальных ценностей, то госрегистрация для них не требуется. Она необходима для договоров, способствующих ведению торговли и предусматривающих эксплуатацию объектов права собственности промышленного назначения (товарных знаков, к примеру). Почти все коммерческие сделки считаются консенсуальными. В связи с тем, что возникающие между экономическими субъектами отношения являются возмездными, а сторонами выступают субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, конструкция реального соглашения, в рамках которой исключается обременение одного из них обязательствами по совершению определенных действий в пользу другого, неприемлема.
Процедура заключения коммерческого соглашения как в ходе согласования условий, так и при непосредственном оформлении, имеет ряд нюансов. Сложность процесса заключается в том, что договоры предполагают не одновременную передачу вещи в собственность контрагента, а предоставление ее спустя определенный период после подписания документов. Как правило, в соглашениях речь идет не о единичном экземпляре товара, а о партии продукции. Довольно часто соглашения заключаются на весьма продолжительный период.
Нормами предусмотрено обязательное соблюдение письменной формы коммерческих сделок. Обусловлено установление данного требования тем, что, во-первых, в качестве одной из сторон, как правило, выступает юрлицо. А им, по правилам ГК, надлежит заключать только письменные соглашения. Во-вторых, даже если в числе субъектов нет юрлиц, стоимость договоров обычно выше 10 МРОТ. Согласно нормам, письменная форма признается соблюденной, если стороны подписали один документ или осуществили обмен соглашениями. Последнее имеет место в случае удаленности контрагентов друг от друга. В таких ситуациях используются распространенные средства связи, в том числе Интернет. Составление единого соглашения требуется, как правило, только при заключении сделок с недвижимостью. Во всех других ситуациях документальное оформление будет признано правильным, если существует реальная возможность подтвердить, что договор исходит от контрагента.
Процесс оформления сделки можно разделить на следующие стадии:
1. Направление предложения контрагенту. В нем достаточно определенно выражается намерение субъекта совершить сделку. В предложении должны присутствовать все существенные условия соглашения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бурцев В.В. Внутренний контроль сбытовой деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. - №6.
2. Воронина Ю. Заказы взрывают сети // Российская Бизнес - газета. – №900 (22). - 11.06.2013. Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Анализ и управление бизнес- процессами // Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. –112 с.
3. Градусов Д.А. Корпоративные информационные системы : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Проблемы внедрения и использования / Д. А. Градусов, А. В. Шутов, А. Б. Градусов; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 96 с.
4. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Коммерция : учебное пособие / Г.Г. Иванов, С.Л. Орлов. - М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2013. -- 160 с.
5. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг.- СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
6. Мазурина Т.Ю. Финансы фирмы. Практикум: Учебное пособие/ Гос. Ун-т Управления; Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай.- М.: Инфра-М, 2009.- 185 с.
7. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - №4. – С. 37-44.
8. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 504 с.
9. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для студентов. – М.: Омега-Л, 2009. – 656 с.
10. Сидоров, В.П. Коммерческая деятельность: учебное пособие / В.П. Сидоров. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2014. – 248 с.
11. Стрелков Ф.А. Особенности развития российского рынка интернет-услуг в современных условиях // Аудит и финансовый анализ. – 2010. – №2. – с. 4-6.
12. Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник/ МГУ им. М.В.Ломоносова, экономический факультет.- М.: Инфра-М, 2009.- 403 с.
13. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Маркет ДС, 2008. – 480 с.
14. Шаталова Ю. А. Соотношение масштабов и эффективности хозяйствования предприятий различных отраслей экономики / Ю.А. Шаталова // Журнал ФЭС: Финансы, экономика, стратегия. – 2011. – №4.
15. Яковлев, Г.А. Основы коммерции: учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Яковлев. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 224 с.