Фрагмент для ознакомления
2
Современное законодательство устанавливает базис гарантий трудовых прав работников, обеспечивая тем самым реализацию права каждого гражданина на свободу труда, на безопасный труд. Однако состояние дел в области соблюдение прав работников на безопасные условия труда сегодня нельзя назвать удовлетворительным. Анализ правоприменительной практики показал, что к наиболее часто встречающимся нарушениям в данной сфере относятся: непроведение инструктажа, отсутствие организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, невыполнение требований по специальной оценке условий труда (далее – СОУТ), нарушение порядка расследования несчастных случаев. Несоблюдение данных требований зачастую приводит к тяжелым последствиям, в том числе и к смерти работника.
Как показывает статистика, уровень травматизма и заболеваний работников на рабочем месте выше по сравнению с экономически развитыми странами. Согласно данным, предоставленным Министерством труда и социальной защиты, в 2019 году в России произошло 5 086 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, погибло на рабочем месте 1312 работников .
По данным, представленным Международной организацией труда, наша страна по-прежнему отличается высоким числом несчастных случаев со смертельным исходом. В странах Евросоюза проблеме соблюдения законодательства об охране труда, безопасных условий труда уделяется большое внимание в научной литературе. Можно отметить, например, работы таких зарубежных ученых, как: Иова А.Р., Крету Д.; Кузнецова Ю., Яльчин Б., Пристли М..
Об актуальности проблемы свидетельствует и заинтересованность государства. Профилирующими исполнительными органами и организациями ежегодно проводятся конференции, собрания и форумы по данной тематике. Одной из основных площадок для обсуждения проблемных вопросов в сфере охраны труда является Всероссийская неделя охраны труда. Так, генеральной темой Недели в 2020 году является «Здоровье на производстве – устойчивое развитие экономики страны».
Высокий уровень травматизма и смертности на производстве указывает на наличие проблем как в законодательном регулировании охраны труда, так и в сфере контроля и надзора за соблюдением имеющихся требований.
Первая существенная проблема, на наш взгляд, связана с понятием охраны труда. В теории трудового права России охрану труда рассматривают в широком и узком смысле слова. Мнения авторов по данному вопросу расходятся: некоторые авторы придерживаются лишь одного подхода (так, С. А. Голощапов, К. Л. Тамашевский, А. Я. Петров придерживаются широкого понимания охраны труда), некоторые пишут об одновременном сосуществовании двух трактовок (например, такие авторы, как С.И. Каплун, А. М. Сокольский, Н. Г. Александров, Р. В. Кирсанов, А. М. и М. В. Лушниковы) и др .
Говоря о закрепленном в ст. 209 ТК РФ определении охраны труда, А. М. Лушников и М. В. Лушникова отмечают, что оно отражает комплексный подход к определению, а не его широкий смысл.
Наличие законодательно закрепленного понятия охраны труда в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации не исключает проблем при реализации гарантий данного института. По мнению Н. М. Жолобова, существующее определение охраны труда содержит в себе совокупность терминов, значение которых законодателем не определено. Так, Трудовой кодекс не раскрывает содержание мероприятий, указанных в ст. 209. Это обстоятельство влечет за собой не только проблемы правоприменения для работодателя, но и проблемы в осуществлении органами государственной власти контрольно-надзорной функции.
Роструд в рекомендациях для работодателей – субъектов малого предпринимательства дает примерный перечень тех действий, которые могут производиться в рамках соответствующего мероприятия.
Правовые мероприятия, по мнению Роструда, включают в себя: заключение договоров (трудового, коллективного); создание системы распорядительной документации по охране труда (положений, стандартов, приказов, инструкций и др.); обеспечение наличия необходимых материалов по: специальной оценке условий труда, расследованию несчастных случаев, о медицинском освидетельствовании работников и др.
Под социально-экономическими мероприятиями подразумевается непременное исполнение работодателем обязанности по предоставлению соответствующих гарантий и компенсаций (дополнительные отпуска, соответствующие доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, обязательному социальному страхованию и т.д .
Организационно-технические мероприятия, в свою очередь, предполагают обязательность проведения инструктажа и обучения по охране труда, СОУТ, модернизации производства, рационализация рабочих мест и др.
Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают обязательное обустройство санитарно-гигиенических помещений, проведение санитарных мероприятий (дезинфекцию, дератизацию и т.д.), выдача средств индивидуальной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
2. Конвенция N 155 Международной организации труда "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2001, N 50, ст. 4652.
3. Конвенция N 187 Международной организации труда "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 15.06.2006) // Собрание законодательства РФ. 22 октября 2012 г. N 43. Ст. 5792.
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002.
5. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О специальной оценке условий труда" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // "Российская газета", N 295, 30.12.2013.
7. "ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" // "Официальные документы в образовании", N 36, декабрь, 2016.
8. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 N 4209) // "Российская газета", N 35, 22.02.2003.
9. Иова А.Р., Крету Д. Интеграция молодежи на рынок труда. Тематические исследования в Румынии и Болгарии. Sci. Pap. Ser. Manag. Econ. Eng. Agric. Rural Dev. 2018. № 18. С. 265–272.
10. Оглезнева Т.Н., Такасаев Р.А. Качественное обучение по охране труда как основополагающий фактор снижения травматизма // World science: problems and innovations. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Пенза, 2017. С. 256–257.
11. Чернышева Л.А. Правовые аспекты охраны труда в современных условиях // Ленинградский юридический журнал. № 3 (61). 2020. С. 121-130.
12. Доклад об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового за- конодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения за 2019 год. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости. URL: https://www.rostrud.ru/up-load/Doc/Doc-rostrud/doc%20-%202019_1.pdf (дата обращения: 18.04.2021).