Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия решает многие важные вопросы, которые имеют отношение к сущности того или иного общества, взаимодействия его сфер и социальных институтов. Философия играет важную роль в историческом процессе. С этими процессами сталкиваются и другие науки, такие, как экономика, социология, политология, социальная психология и пр.
Представители рассмотренных выше наук постоянно обращаются к философии, что позволяет им находить решение важных вопросов. Предмет философии в процессе исторического развития меняется, в зависимости от развития общества, культуры, науки и философии. Каждая философская система определяла по-своему предмет, задачи и сущность философии. Все философы пытались реформировать философию.
Эпоха Возрождения выдвинула в период XV–XVI вв. совокупность философских учений, в центре которых был не бог, а человек. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи.
Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» – благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность.
Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.
Начало и конец философии эпохи Возрождения можно обозначить двумя фигурами – Петрарки и Кампанеллы. Наиболее разностороннее развитие философия Возрождения получила в творчестве как итальянских гуманистов таких как Петрарка, Лоренцо Валла, Леонардо да Винчи, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, так и других народов как англичане Шекспир и Томас Мор, поляк Коперник, голландец Эразм Роттердамский и другие.
Огромное влияние на развитие философии Возрождения оказала античная культура. Философия эпохи Возрождения является возрождением античной культуры, «погребенной», «умерщвленной» эпохой средневековья. Вместо Аристотеля, символизирующего схоластическую философию, искаженного в средние века, на первый план для ренессансных мыслителей выходит творчество Платона. Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно – делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом».
Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя – наряду с античной и библейско-евангельской традицией – сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с началом нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.
Значительное влияние на «переоценку ценностей» в эпоху Возрождения оказала Реформация (от лат. преобразование). Это общественное движение, направленное против католической церкви, возникло в Западной и Центральной Европе в 16 в. Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии Мартина Лютера против торговли индульгенциями. Доктор богословия Мартин Лютер выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Он предлагал упрощенный вариант церковной жизни, который фактически подрывал основные установления католической церкви с ее иерархией духовенства. Отвергались католическое Священное предание и ведение службы на латинском языке, притязания папы на безгрешность, отрицались права церкви на землю, продажа индульгенций, необходимость соблюдения целибата (обета безбрачия). Реформация положила начало протестантизму. Это направление христианства объединило множество самостоятельных течений, церквей и сект как лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и другие. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, а число таинств было сведено к двум: крещению и причащению.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что Возрождение – это эпоха, связанная с античностью. Античная философия характеризуется определенным отношением человека к миру, пассивно-созерцательным отношением к действительности. Критикуется мифология, создается основа для мыслительного процесса. Философы начинают искать первоосновы мира, появляются такие понятия, как хаос и космос, душа, материя, ум, идея.
Целью данной работы является рассмотрение натурфилософии эпохи Возрождения.
Задачи:
1) Характеристика эпохи Возрождения;
2) Описание философии Н. Кузанского и Д. Бруно.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Высшее образование, 2018.
2) Кузнецов Б. Г., Джордано Бруно и генезис классической науки. — Москва : Наука, 1970.
3) Культура и культурология: Словарь/Сост. И ред. А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2016
4) Культурология. История мировой культуры /Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2017
5) Майорова Е. Д., Слово в итальянской культуре Раннего Возрождения // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 2018. — № 6. — С. 100-110
6) Пиков Г. Г., Является ли «Возрождение» особенностью развития европейской культуры? // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 7. — С. 20-25
7) Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 2016
8) Шедевры Северного Возрождения : [альбом. — Москва : Белый город, [2011].