Фрагмент для ознакомления
2
1 блок
1. Составить (а не взять готовую из ИНТЕРНЕТА) анкету любого типа (открытую, закрытую, смешанную) для изучения семейного опыта воспитания
Анкета для изучения семейного опыта воспитания
Фамилия, имя, отчество__________________________________________
Дата заполнения___________________
Количество детей в семье ________________________________________
Количество членов семьи, проживающих вместе ____________________
Установлен ли для ребенка режим дня _____________________________
Состояние здоровья ребенка______________________________________
Вредные привычки ребенка______________________________________
Вредные привычки родителей ребенка:
Мать__________________________________________________________
Отец__________________________________________________________
В семье существует взаимопонимание?___________________________________________
С кем из родителей ребенок говорит по душам, доверяет свои секреты?________________
Кто является другом (подругой) ребенка?__________________________________________
В каких хозяйственных делах участвует ребенок?___________________________________
Семейные (общие с ребенком) увлечения и занятия?_________________________________
Семейные праздники, в подготовке которых участвует ребенок_______________________
Как часто читаете ребенку книги?________________________________________________
Любимый у ребенка сказочный персонаж______________________________Почему?_______________________________
Любимая общая семейная игра__________________________________________________
Кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка?________________________
Самая большая трудность в воспитании ребенка в семье – это (продолжите)____________
Участвует ли ребенок в семейных советах?________________________________________
Какие вопросы решаются на семейном совете в присутствии ребенка?_________________
2. Рассказать об особенностях одной из методик изучения воспитания в семье: рисуночная методика, проективная методика, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений. Опробовать на одном или нескольких детях вашей группы. Выявить + и – выбранной методики. К заданию приложить рисунок или ответы ребенка.
«Лесенка»
Цель: изучение самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, а на самую нижнюю ступеньку — самых плохих ребят. В середину — средних: ни плохих, ни хороших. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитатель(и)?»
Критерии оценки
• Считается нормой для типичного дошкольника ставить себя на ступеньку «хорошие», «самые хорошие» дети (6—7 ступень).
• Дети, прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя чуть выше середины (5—6 ступень).
• Если дети ставят себя на самые низкие ступени, это может свидетельствовать о сниженной самооценке.
В Протоколе отмечается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье, а также отказ ребенка от выполнения задания.
Протокол исследования самооценки дошкольника (старшая группа)
Ф.И. ребенка Оценивает себя сам Оценивает мама Оценивает папа Оценивает воспитатель Примечание
А.Илья 5 5 6 5 -
Вывод: адекватная самооценка у ребенка.
«+» методики: выясняет отношение старшего дошкольника к себе по его рассуждениям, и как его оценивают окружающие. После тестирования результаты двух оценок сравнивают. «Лесенка» - простое исследование.
«-» методики: изучение восприятия ребенком к себе отношения родителей может проводиться после недавней ссоры, когда ребенок чувствует собственную вину, но на следующий день может дать противоположные ответы. Требуется проведение беседы, выяснение, является ли оценка временной. Возможна вероятность наличия причины, которая заставляет ребенка быть «плохим».
3. Подготовить сообщение по теме: «Изучение и распространение передового педагогического опыта (взаимопосещение, взаимоанализ занятий, мероприятий, режимных процессов)».
Изучение и распространение передового педагогического опыта (взаимопосещение, взаимоанализ занятий, мероприятий, режимных процессов)
Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы в ДОО. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.
Объективные предпосылки обобщения опыта:
• Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.
• В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.
• В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме и методист, наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты не случайны и стабильны.
Цель: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в ДОО на основе его научного осмысления и анализа.
Задачи:
1. Создать в ДОО оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.
2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.
3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.
4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.
Обобщение опыта состоит из следующих разделов:
1. Выявление педагогического опыта.
Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа — это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения, вторая — критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).
Признаками передового педагогического опыта являются:
1. Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:
• социальная адаптивность дошкольников;
• образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);
• познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;
• уровень воспитанности.
2. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей и притом так, чтобы данный опыт не стал препятствием для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).
3. Стойкость, стабильность опыта, его продолжительное функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.
4. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового опыта.
5. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна.
6. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому опыту, но потом нужно еще измерить, в которой степени каждый признак оказывается.
Методика обобщения и распространения передового педагогического опыта
Организационные единицы Формы Методы
Методические объединения Открытые занятия Наблюдения
Научно-педагогический Семинар Научно-практическая конференция Беседа
Проблемная лаборатория Совет педагогов Анкетирование
Школа передового опыта Педагогические чтения Анализ документации
Школа педагогического мастерства Педагогическая выставка Хронометрирование
Спецкурс Диспуты и дискуссии и т.д.
и т.д. Самообразование
Семинарские занятия
Практикумы
Консультации
и т.д.
Типичные ошибки этого этапа:
1. Некоторые воспитатели не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа может принести мгновенный хороший результат (т. е. будет решена текущая педагогическая задача, но при этом упускается более важная педагогическая проблема: психологическое здоровье детей.
2. Непонимание воспитателей, что новое — это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов — также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдается псевдоноваторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и т. п. Другие воспитатели добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единый и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт.
2. Изучение педагогического опыта.
Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:
- целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
- система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);
- использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);
- опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).
Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.
Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность передового опыта.
Затем планируется работа по обобщению опыта с использованием следующей формулы:
1. Постановка цели (для чего).
2. Определение содержания (что).
3. Выявление методов, средств (как)
4. Диагностирование результатов (какой).
Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более.
3. Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический)
Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, в котором наиболее часто встречающимися ошибками являются:
• Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
• Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
• Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
• Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.
Приступая к описанию педагогического опыта, следует придерживаться следующих требований:
1. Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.
2. Конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
3. Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.
4. Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.
Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.
Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.
Методический - (наиболее продуктивный) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.
Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.
Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри ДОО, муниципальный, региональный, всероссийский и т. д
Взаимопосещения и взаимоанализ занятий, мероприятий, режимных процессов – формы повышения квалификации, возможность взаимообогащения, предъявление собственного педагогического опыта, изучение, анализ и внедрение в практику своей работы передового педагогического опыта других педагогов, формирование в себе способности к рефлексии.
Целью взаимопосещений и взаимоанализа является