Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Соотношение понятий «личность», «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность». 3
2. Структура личности. Раскрыть структуру личности (биологически обусловленные особенности, индивидуальные особенности различных психических процессов и личный опыт, социально обусловленные особенности) 7
3. Соотношение понятий «темперамент» и «характер». 10
4. Соотношение понятий «задатки» и «способности». 11
5. Направленность личности (мотивы, потребности, цели, установки, интересы, мировоззрение). 11
6. Психологические процессы и явления в социальных группах (межличностное общение, взаимодействие, социальная перцепция). 12
7.Лидерство и руководство. 13
Список используемой литературы 14
Фрагмент для ознакомления
2
1. Соотношение понятий «личность», «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность».
Дать определения всем вышеперечисленным понятиям. Кратко объяснить, как эти понятия соотносятся в ходе онтогенетического развития человека, кем мы являемся при рождении, кем становимся в ходе общения с окружающей средой и т.д.
Индивидом является человек как единичное существо природы, представитель вида Homo Sapiens. Говоря об индивиде, Б. Г. Ананьев подчеркивает биологическое начало в данном термине .
Субъект – это промежуточное понятие между «индивидом» и «личностью». Субъект интегрирует в себе единое целое биологическое начало и социальную человеческую основу.
Рисунок 1 – Соотношение понятия «индивид», «субъект», «личность»
Личность – это индивид как субъект социальных отношений и деятельности сознательного характера. Говоря о личности, рассматривают мотивацию, темперамент, способности и характер.
Начало индивида представляет собой долгий и многоэтапный эмбриогенезный процесс. Начало личности – это долгий и многоэтапный процесс ранней социализации индивида, который протекает, как правило, на 2-3 год жизни человека. Личность всегда моложе индивида.
Субъект начинается тогда, когда под влиянием социальной среды и воспитания формируется конкретный тип отражения, ориентации в окружающей среде и регуляции движения у ребенка.
В современной психологии нет однозначного и общепринятого понятия «личности». Д. А. Леонтьев отмечает, что специфическое содержание личности пытались дифференцировать разные авторы, в разное время. А. Н. Леонтьев полагал, что исследования личности не могут сводиться только с анализу процессов психики. Это не удивительно, так как личность определяется другими видами явлений психики, в первую очередь – ее свойствами, состояниями. Б.С. Братусь говорит о разделении термина «личность» в узком понимании (как тип человека, который связан с профессиональной принадлежностью, темпераментом), а в широком – как особое образование психики, который обладает особый уровнем отражения.
Рассмотрим различные трактовки понятия «личность».
Отметим, что смысл, как и цель – это продукт сознания.
А. Г. Асмолов предлагает модель личностной структуры , которая близка к модели, которую предлагали С. Братусь и Д. А. Леонтьев . Эти модели близки между собой, в них выделяется смысловая личностная область.
К. Роджерс рассматривал личность как сущность организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую, как центр переживаний человека .
Г. Олпорт определил личность как «нечто», что есть у индивида и что определяет специфику взаимодействия человека с миром.
Дж. Келли описывал личность как уникальный метод осознания опыта жизни, который характерен для каждого человека .
А. Бандура описывал личность как сложный паттерн, который создается в итоге непрерывного взаимовлияния человека, поведения и ситуации.
Л. Хьелл и Д. Зиглер выделили основные положения большинства теоретических характеристик личности:
1) личность включает в себя индивидуальные черты;
2) личность – организованная структура;
3) личность во времени изменяется, трансформируется;
4) личность отвечает за устойчивые поведенческие формы.
Комплексный характер самого термина «личность» отмечал еще в самом начале прошлого века В. М. Бехтерев . Ученый рассматривал личность как субъект отношений не только с обществом, но и со всем миром .
Г. А. Балл и В. А. Мединцев описывают личность как качество индивида, позволяющее ему быть относительно отдельным и специфичным культурным субъектом.
Тема изучения относительного влияния факторов наследственности и среды на индивидуальные и психологические свойства человека, на его темперамент и личность – важный вопрос. И хотя современные ученые говорят о совместном влиянии генов и факторов окружающей среды на формирование индивидуальных черт, взаимодействие их представляется неоднозначным . В термин «личность», как правило, входят те свойства индивида, которые принимают во внимание стойкие эмоциональные, поведенческие паттерны.
Индивидуальные различия в предиспозициях поведения (чертах личности) являются стабильными процессами, которые равно проявляются в онтогенезе. Значит, они могут быть итогом взаимодействия вариаций генов с факторами среды. Сейчас является признанным, что личностные черты характеризуются наследуемым компонентом и вариация качеств личности на 30-60 процентов интерпретируется влияниями генетики. Выводы экспериментов психогенетики, которые говорят о высокой наследуемости (до 60%) качеств личности, инициировали поиск определенных генов-кандидатов. Но попытки понять влияние генетики на уровне молекул, которые были начаты в 1990 годы при помощи ассоциативного метода генетических маркеров с личностностными чертами, оценёнными при помощи вопросников, оказались трудно верифицируемыми , и это обратило исследователей к другим методам анализа генов.
Локус контроля. Пятифакторная модель личности
Одним из наиболее подробно изученных в ходе кросс-культурных исследований понятий личности стал локус контроля. Термин ввел Роттер, который предположил, что люди отличаются по степени склонности считать, что их поведение, специфика коммуникации с окружающим миром определяется границами их собственного контроля. Поэтому локус контроля – это условная «точка в пространстве», в которую личность
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — 339 с.
2) Андреева Г. М Социальная психология [Текст]. – М.: Наука, 2019. – 234 с.
3) Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
4) Балл Г. А., Мединцев В. А. Личность как модус культуры и как интегративное качество лица // Мир психологии. – 2010. – № 4. – С. 167–178.
5) Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья: сборник // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000
6) Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
7) Казанцева А. В. Молекулярно-генетические исследования свойств личности: от анализа генов кандидатов к результатам полногеномных анализов ассоциаций. – Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2016.
8) Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов // Классификация личностей. Психология индивидуальных различий: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – СПб.: Речь, 2000. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.
9) Колесникова Л. И. Гены нейромедиаторных систем и психоэмоциональные свойства человека: серотонинергическая система // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2011. – № 5 (81). – С. 213.
10) Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
11) Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.
12) Мид М. Кризис переходного возраста [Текст]. – М.: Эксмо, 2017. – 264 с.
13) Платонов К.К. Структура личности в социальной психологии [Текст]. – М.: Издательство, 2015. – 257 с.
14) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Изд. группа «Прогресс»; «Универс», 1994. – 480 с
15) Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности [Текст]. – М.: Эксмо, 2017. – 281 с.
16) Толочек В. А., Континуум «задатки - способности - профессионально важные качества – компетенции»: открытые вопросы // Психологический журнал. — 2020. — Т. 41, № 4. — С. 32-45
17) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 608 с.
18) Ядова В.А. Концепция личности [Текст]. – М.: Эксмо, 2017. – 251 с.