Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Концепция Богочеловечества разрабатывалась в последней трети XIX — первой трети XX вв. В.С. Соловьевым и его последователями, к числу которых принадлежат такие выдающиеся мыслители, как С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой и многие другие . В рамках данной школы философы пытались найти ответы на актуальные проблемы социальной и политической жизни, с которыми Россия столкнулась в начале XX в., взяв за основу традиционное русское православие и пытаясь адаптировать его к условиям начавшейся эпохи научно-технического и социального прогресса.
Размышления о синергии Божественного и человеческого прослеживаются на всем протяжении развития христианского мировоззрения, начиная с евангелистов. Ей посвятил свой трактат «Божественные имена» Дионисий Ареопагит. Преодолеть грань между Творцом и творением стремились в своих теоретических изысканиях византийские христианские мыслители - Симеон Новый Богослов, Максим Исповедник, Григорий Палама. Из ранних русских авторов, упоминавших рассматриваемый комплекс идей, можно назвать митрополита Иллариона (XI в.), который в «Слове о Законе и Благодати» призывал видеть в Христе нравственный образец совершенного человека .
Своими непосредственными идейными предшественниками философы-исследователи Богочеловечества считали славянофилов , в частности И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, которые в первой трети XIX в. развивали идею соборности, на основе которой можно было бы строить русское национальное государство. Однако исторические условия в пореформенной России, когда концепция Богочеловечества впервые была отчётливо сформулирована В.С. Соловьевым, существенно отличались от эпохи кратковременного национального подъёма, характерного для первых десятилетий после победы в Наполеоновских войнах. Стремительно реформируемая в правление Александра II, Александра III и Николая II страна требовала не неторопливой рефлексии об отдалённом совершенном будущем, а актуальных, практически применимых к исторически сложившейся обстановке решений.
Дополнительные факторы, усложнявшие разработку концепции Богочеловечества, проистекали от современного ей состояния европейской философии. В ней в последние десятилетия XIX в. господствовали течения противоположные тем, что выбрали в качестве основополагающих представители рассматриваемой русской школы. Научно-технический прогресс породил такие влиятельные философские течения, как критический реализм, неопозитивизм, абстрагирующиеся от религиозного сознания как инструмента познания и трансформирования окружающего мира . Именно в середине 1880-х гг., когда В.С. Соловьев наиболее активно разрабатывал концепцию синергии божественного и человеческого, в Европе прозвучала знаменитая фраза Ф. Ницше: «Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек». Христианство перестало там быть «интеллектуальным локомотивом», по крайней мере на некоторое время.
В настоящей работе делается попытка проследить сложный путь, который прошла русская религиозная философия в открытии и анализе божественного в человеческом и поисках способа «построения Царства Божия на земле», итоги этой деятельности, а также осмыслить историческую роль, которую сыграли её виднейшие представители в формировании российского национального самосознания.
1. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ XIX-XX ВВ.
1.1. Формирование основных идей
о Богочеловечестве в трудах В.С. Соловьева
Как уже было сказано, современные специалисты видят корни концепции Богочеловечества в патристике, т.е. в работах древних авторитетных христианских авторов. Но, пожалуй, никто так целенаправленно и глубоко не разрабатывал её, как русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (годы жизни 1853 — 1900). Несмотря на то, что он ушёл из жизни сравнительно молодым, его последователи относились к его творческому наследию как к краеугольному камню философии Богочеловечества. Об этом глубоком уважении свидетельствует то, что в память об основателе течения философы объединились в «Общество памяти В.С. Соловьева», в состав которого входили и двое самых выдающихся религиозных философов рубежа веков - С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев .
Основные идеи на интересующую нас тематику В.С. Соловьев изложил в работе «Чтения о Богочеловечестве». Обосновывая необходимость разработки концепции о синергии божественного и человеческого, он прежде всего рассматривает недостаточность тогдашних наиболее влиятельных философских альтернатив — позитивизма и социализма. Позитивизм в попытках преодолеть общественно-политические противоречия делает ставку на возможности научного познания материального мира и технического прогресса, которые позволят надёжно удовлетворить базовые хозяйственные потребности человечества и снизить таким образом остроту ощущения социальной несправедливости, характерную для предшествовавших веков. Социализм, в свою очередь, изыскивает средства для преодоления противоречий внутри самого общества, вырабатывает эффективные и справедливые способы управления.
Противопоставляя продуктам европейского менталитета выработанную к тому времени русской философией концепцию соборности, В.С. Соловьев не ставит под сомнение ценность индивидуальной свободы, поскольку без неё не может существовать подлинной культуры. В то же время он подчёркивает, что выяснение соотношения между свободной волей отдельного человека и Божественной волей актуально и для западноевропейской мыслительной традиции. Не только православие, но и католичество требует подчинения себе индивидуальности. Но, воздействуя на человека извне, церковь теряет право господства над его внутренней силой, становится источником духовного насилия. Европейцы нашли выход из этого противоречия в Реформации, которая предоставила личность самой себе, но лишь для того, чтобы она могла самостоятельно обратиться к Божественному началу. Но в процессе секуляризации европейской культуры, который продолжался на протяжении всего XIX в., эта связь лишь ослабевала .
В философии В.С. Соловьёва исследуется конфликт между свободной личностью и принудительностью, свойственной социальным и экономическим институтам, созданным из «человеческого материала». Это болезненное, противоестественное, искажённое бытие философ представляет как явление не чисто теологического, а метафизического порядка, следствие тео-космической катастрофы . Именно попыткой преодоления этого драматического конфликта, поиском синергии, соединения воль Божественной и человеческой являются работы о богочеловечестве, созданные В.С. Соловьевым. Философ, утверждает, что представления об Абсолюте должны быть непротиворечивыми, подчёркивает необходимость ясного описания того, как абсолютный Бог взаимодействует с человеком и тварностью вообще. Опору для решения этой задачи он находит в христианстве, где человек представлен как подобие Божие и, как таковой, с помощью разума способен постигать взаимосвязи окружающего мира. «В человеке природа перерастает саму себя и переходит в область бытия абсолютного», - утверждает философ . Но этот процесс происходит не сам по себе. Импульс для соединения с Божественным началом должен проистекать изнутри личности, и это, в свою очередь, возможно лишь потому, что она причастна Божеству. Здесь В.С. Соловьев апеллирует к библейскому тексту о том, что, создав человека из праха, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7), что придаёт данному тезису не только теоретическую, но и религиозно-практическую, богословскую ценность.
Описывая процесс дальнейшего развития этой синергии, В.С. Соловьев говорит об ответном движении, приводя в пример опыт христианских пророков. Им Бог открывается как всеобъемлющая любовь, поэтому Его действия воспринимаются не как чистый произвол, а как осмысленное стремление к гармонии, истинная свобода, проистекающая из совпадения свобод Божественной и человеческой .
На идее сотрудничества бытий нетварного и тварного В.С. Соловьев строит своё понимание человеческой личности: «Самостоятельность, или самосодержательность нашей личности есть только формальная; действительно же самостоятельной и содержательной она делается, лишь утверждая себя, как подставку другого, высшего» . Отсюда можно определить и понятие человеческой воли как приобретаемое, развиваемое в себе стремление к Богоподобию, а социальную жизнь можно представить как совокупность таких частных стремлений, где идентичность обретается лишь в религиозном целом . Человечество, таким образом, является единым духовным организмом, где индивидуальность - результат особого волевого акта, обуславливающего ее существование как автономной субстанции, а не безликой части целого.
Как отдельная личность, так и космос в целом являются, таким образом, единосущными Абсолюту, но не тождественны ему: Божество в каждый момент времени уже существует, материальный же мир ещё только развивается, становится.
1.2. Развитие идей В.С. Соловьева
в русской философии XIX вв.
В рамках небольшой работы невозможно подробно рассмотреть взгляды хотя бы большинства русских мыслителей XIX-XX в., внёсших свой вклад в развитие концепции Богочеловечества, поэтому ограничимся обзором их взглядов. Исключение сделаем лишь для С.Н. Булгакова в связи с его особой значимостью ролью в этом движении.
П.А. Флоренский стал одним из первых и самых последовательных сторонников учения о Богочеловечестве. В то же время, он стал и одним из первых критиков теории В.С. Соловьева. Он расширил представления о синергии и выдвигал тезис об «обожении» через человека всей твари. Такой скорректированный взгляд в большей степени соответствует православной доктрине, и становится особенно понятным при учёте того обстоятельства, что П.А. Флоренский был практикующим священником. Философия для него была одним из повседневных инструментов духовного воздействия на паству. По мнению П.А. Флоренского, в теории В.С. Соловьева, было много «духовно недоброкачественного». Соловьевским интуициям не хватало «оцерквления», соприкасновения с повседневной религиозной жизнью простых православных прихожан. П.А. Флоренский, глубоко усвоивший идеи Богочеловечества, даже стремился избегать этого термина, устранить из него субъективизм,