Фрагмент для ознакомления
2
Пословицы, поговорки, загадки о труде
Пословицы:
1. Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.
2. Не то забота, что много работы, а то забота, как нет её.
3. Работа не волк в лес не убежит.
4. Когда живется весело, то работа спорится.
5. Работай до зорьки, да не гуляй на волык.
6. Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе.
7. Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно.
8. Делом поспешишь, так людей насмешишь.
9. Не от росы урожаи, а от поту.
10. В полплеча работа тяжела: оба подставишь — легче справишь.
Поговорки:
1. Доброе начало – половина дела.
2. Кто труда не боится, того и лень сторонится.
3. Сила – хорошо, а ум – лучше.
4. Какие труды, такие и плоды.
5. Золотые руки - золотые дела.
6. Каков мастер – такова и работа.
7. Кто работы не боится, у того и работа спорится.
8. Дело мастера боится.
9. Голова научит – руки сделают.
10. Семь раз примерь – один раз отрежь.
11. Без работы день годом станет.
12. Без хозяина земля – круглая сирота.
13. Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь.
14. Без дела жить – только небо коптить.
15. Без труда нет добра.
16. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
17. Всякая работа мастера хвалит.
18. Всякий человек у дела познается.
19. Глаза страшатся, а руки делают.
20. Глядя на чужую работу, сыт не будешь.
Загадки:
За околицей станичной
Между рощей и рекой
Начинается пшеничный
Ярко-бронзовый прибор. (Пшеничное поле)
Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто
Вырос он, под синим небом
И пришел на стол он... (Хлеб)
Вырос в поле дом
Полон дом зерном. (Колос)
Не лошадь, не вол,
Да плуг повел. (Трактор)
В огороде у дорожки стоит
Солнышко на ножке
Только желтые лучи
У него горячи. (Подсолнух)
Вырастаю всем на диво –
Высока, стройна, красива,
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза
Но сытней, я ... (Кукуруза)
Ты не клюй меня дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К верху колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)
Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят. (Колос)
В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад.
И на хлеб идет оно,
А зовут его... (Зерно)
Широко, а не море
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра - на столе. (Хлеб)
Перечень художественных произведений для дошкольников о труде
В процессе организации трудовой деятельности дошкольников, можно и нужно использовать образы из художественных произведений для иллюстрации идеи. В список таких произведений можно отнести:
1. Народные сказки:
• «Терем-теремок»;
• «Колосок»;
• «Репка»
• «Лиса и волк»;
• «Три поросенка».
2. Авторские сказки:
• К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»;
• Э.Успенский «Трое из Простоквашино»;
• Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены».
3. Стихи:
• Б. Заходер «Шофер»
• Б. Заходер «Сапожник»
• Агния Барто «Чумазая двевочка»
4. Рассказы:
• Б. Житков «На льдине»;
• Б. Житков «Обвал»;
• Ю. Яковлев «Трое в космосе»;
• В. Бороздин «Первый в космосе»;
• С. Маршак «Ледяной остров»;
• С. Сахарнов «Два радиста»;
• М. Коршунов «Едет, спешит мальчик».
Диагностические методики на определение трудолюбия старших дошкольников
Воспитатель проводит диагностику в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду. Для этого проводится наблюдение за поведением детей в процессе дежурства, которое назначает воспитатель. Места дежурства: столовая, игровой уголок, живой уголок.
Согласно данной программе трудолюбие детей из старшей группы определяется по следующим критериям:
• желание детей дежурить и отражение этого желания на их реальной деятельности;
• мотивация детей, их поведение во время трудового дежурства;
• желание уклониться от дежурства;
• зависимость процесса работы от контроля воспитания, других детей;
• уровень взаимопомощи в группе в процессе трудовой деятельности;
• интерес к труду вне дежурства.
По итогам диагностики могут быть получены следующие результаты:
1. Низкий (Н). Дети отказываются от дежурства, с удовольствием передают свои обязанности другим, пренебрегают наведением порядка или забывают об этом.
2. Ниже среднего (НС). Трудолюбие напрямую связано с настроением детей, желание дежурить неустойчиво.
3. Средний(С). Дети стабильно выполняют свои трудовые обязанности, но их мотивацией служит одобрение взрослых, а не собственное желание. Не стремятся помогать другим детям.
4. Выше среднего (ВС). Дети с удовольствием дежурят, не забывают о своих обязанностях. Стремятся поддерживать порядок вне своего дежурства.
5. Высокий (В). Дети стремятся участвовать в трудовой деятельности постоянно, мотивация к работе высокая. С удовольствием помогают своими товарищам .
Диагностические методики на выявление нравственно-волевой подготовки детей к школе
Существуют несколько методик для определения готовности ребенка к школе:
Методика «да или нет»
Ход работы: взрослый задает ребенку такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» и «нет». Но именно этого по условиям задания делать нельзя.
Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя произносить? (Испытуемый повторяет слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно? После этого, экспериментатор начинает задавать вопросы:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?
5. Ты любишь гулять?
6. ты любишь играть?
7. Ты хочешь учиться?
8. Ты любишь болеть?
Обработка результатов: ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага» и «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считаются ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.
Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.
Методика «графический диктант»
Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!
Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.
Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.
4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку)
3 балла – имеются одна-две ошибки
2 балла – больше двух ошибок
1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков
0 баллов – правильных участков нет.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.
Методика «Исследование памяти»
Инструкция: Я буду выкладывать картинки, а ты называй, что на них изображено.
10 предметных картинок: автомобиль, автобус, рубашка, платье, собака, петух, чайник, виноград, стол, стул.
После ребенка психолог называет все картинки ещё раз, затем закрывает картинки и говорит: Назови картинки, которые ты запомнил.
Затем 2 попытка: Посмотри на картинки ещё раз. Запомни их. Если хочешь, назови вслух.
Опять закрываем.
Фиксируем результаты обеих попыток.
10 слов – высокий уровень
6-9 слов – средний уровень
0-5 слов – низкий уровень
Сейчас я назову тебе несколько слов, ты внимательно слушай, запоминай.
Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.
Произносим слова четко, в среднем темпе.
Затем говорим: Назови слова, которые ты запомнил.
Ответы фиксируем.
10 слов – высокий уровень
6-9 слов – средний уровень
0-5 слов – низкий уровень