Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы состоит в том, что сегодня, как в профессиональной, так и в научно-методической литературе встречаются случаи некорректного использования терминов «средства массовой коммуникации» и «средства массовой информации». Кроме этого специалисты недостаточно много внимания уделяют роли и влиянию государства на формирование и развитие института средств массовой коммуникации.
Конечно, сегодня в среде ученых и специалистов существует четкое мнение, что государство или власти могут быть не только заказчиками, но и своеобразными регуляторами медийного пространства страны. В конце концов, нужно понимать, что государство может заказывать, разрабатывать и применять определенный контент предназначенный для воздействия на определенную социальную группу или на все общество в целом.
Например, в эпоху пандемии государство через государственные СМИ распространяло информацию сначала о важности и необходимости ношения средств индивидуальной защиты в общественных местах. При этом для пропаганды этой простой мысли использовался самый широкий круг общественный деятелей. Телевидение, радио, пресса, интернет и простые рекламные плакаты несли фотографии известных людей с маской на лице.
Затем такой же механизм был запущен в части вакцинирования граждан. В этом случае известные люди делились своим опытом прохождения вакцинации от вируса. Вообще опыт показывает, что такого рода акции сильно помогают в части просвещения населения и мотивирования его на посещение пункта вакцинации.
Если взять, например США то можно увидеть, что там пренебрежение командой Д. Трампа возможностями средств массовой коммуникации стоило ему поста президента США. Более того слабая подготовка демократов не позволила им в критический момент вывести на улицы городов всю массу своих избирателей.
В целом важно сказать, что государство сегодня активно создает площадки на которых люди могут обмениваться информацией. Например, сегодня существует большой контент реализуемый «Радио Россия». Здесь читатели, зрители или слушатели могут задать интересующий их вопрос гостям программ, корреспондентам радиостанции или экспертам.
При этом нужно заметить, что интернет контент радиостанции позволяет государству формировать нужные настроения у категорий населения, как через саму сеть СМИ, так и через СМК в виде интернета, социальных сетей и т.д. в этом отношении нужно признать, что государство не создает СМК. Оно создает СМИ, которые при помощи различных носителей создают информационный повод для общения людей.
Цель работы – выявить роль государства в формировании института массовых коммуникаций.
Объект исследования – массовые коммуникации.
Предмет исследования – роль государства в формировании института массовых коммуникаций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу.
2. Дать определение СМК.
3. Дать определение массовой коммуникации.
4.Выявить особенности формирования СМК.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Понятие о средствах массовой коммуникации
Феномен журналистики изучают со дня ее зарождения. Понятие этого термина происходит от французского слова journal – дневник и латинскому jour – день. Отчасти поэтому журналистику изначально ассоциируют с новостями, а как следствие с прессой и журналами. С молниеносным развитием интернета, СМИ превратились еще и в источник массовых коммуникаций, то есть циркуляция информации стала многосторонней и передатчик сообщения может получить обратную связь.
Не все профессионалы могут с ходу ответить на вопрос о различии средств массовой информации и средств массовой коммуникации. При том, что в данной ситуации можно сказать, что СМИ и СМК понятия одной плоскости, поскольку первое является частью второй структуры. Проще говоря, СМК подразумевает обмен информацией, а не только ее распространение.
СМК помимо СМИ включают в себя еще много социальных каналов: школы, университеты, неформальное общение компании, рабочий коллектив и тому подобные примеры.
СМК не обязательно должны иметь определенную структуру и организацию, чтобы осуществлять свою функцию. В то время, как СМИ – это организация, например редакция, или блог, приравненный к СМИ по закону.
Пресса, радио, телевидение распространяют информацию о событиях, а средства массовых коммуникаций распространяют знания, любую информацию, и без определенного повода и привязки к чему-либо. Также отличает СМК и отсутствие периодичности распространения сведений. Например, слухи могут распространять не организованно и без участия деятельности профессионалов. В России средства массовой коммуникации — это больше про рекламу и связи с общественностью.
Массовая коммуникация отличается от групповой количественным аспектом, что порождает потребность к изысканию новых и качественных каналов передачи информации. Они измеряются количеством тиражей, дальностью и способами передачи информации.
На функционирование СМК влияют: социальная значимость передаваемой информации, аудитория, техническое обеспечение для передачи информации.
СМК характеризуют определённые признаки:
Общение крупных соцгрупп;
Обеспечение средствами, которые обеспечивают коммуникации, вариативность этих средств и возможность выбора;
Публичность, актуальность;
Стихийность, зачастую анонимность, массовость, иногда разрозненность.
Американский политолог Гарольд Лассвелл выделяет функции массовой коммуникации:
Регулирующая — воздействие на познавательную функцию аудитории с помощью обратной связи;
Информационная — обозрение происходящего вокруг;
Культурологическая — преемственность культурного наследия;
Развлекательная.
Средства массовой коммуникации — это и каналы, которые распространяют информацию на расстоянии массово. К их техническим средствам относят: СМИ, средства массового воздействия, которые носят развлекательно-познавательный характер (театры, кинематограф, перформансы), техническая аппаратура (телефон, почта, компьютер).
1.2. Специфика использования средств массовой коммуникации
С помощью различных коммуникативных процессов современное общество создает уникальную среду: информационное и коммуникационное пространство, объединяющее людей, социальные группы, сообщества, СМИ и методы коммуникации.
В широком смысле общение означает передачу сообщения, сообщения (от лат. Sottitsayo - сообщение, передача). В настоящее время существуют различные трактовки этого понятия. Таким образом, Никлас Луман рассматривает коммуникацию как «своего рода исторически конкретное событие, которое протекает и зависит от контекста», специфическая операция, которая исключительно характеризует социальные системы, в ходе которых происходит перераспределение знаний и невежества »[1, с. 113- 114] .Бориснев С.В. В рамках коммуникативных рамок предлагается рассматривать «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с использованием различных средств коммуникации» [2, с. Четырнадцать]. Коммуникация Андрианова с точки зрения М.С. является «смысловым аспектом социального взаимодействия» [3, с.10]. По словам Бакстера, Стилларса, коммуникация вангелисти - это средство построения и поддержания отношений между людьми, то есть существует три Основные трактовки понятия «общение»:
- общение - это структура, основанная на средствах связи между материальным и духовным миром;
- общение - это общение с целью передачи информации;
- Коммуникация - это передача и обмен информацией с целью воздействия на общество и его элементы.
* Доцент, кандидат социологических наук.
Основными участниками коммуникации являются коммуникаторы (отправитель и получатель), которые создают и интерпретируют сообщения. В зависимости от количества звонящих различают внутриличностное, межличностное, групповое и массовое общение.
Как неотъемлемая часть современного общества, массовые коммуникации оказывают все большее влияние на все социальные сферы и представляют собой производство и передачу информации с использованием различных технических средств. В настоящее время средства массовой информации (ГСК) включают:
- пресса, радио, телевидение;
- кинематограф, звукозапись и видеозапись;
- видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панно;
- компьютерная техника, Интернет.
Самым популярным средством массовой коммуникации для участников коммуникативного процесса является телевидение, которое является источником как информации, так и развлечения. По данным ВЦИОМ, россияне слышат новости по телевидению (60%), на втором месте - Интернет (23%). Значительно менее популярны пресса (7%) и радио (5%). [4] Как видите, телевидение и Интернет - самые популярные медиа-платформы. Однако, кажется, предпочтительнее получать информацию через телевидение, радио и прессу, чем через их версии в Интернете.
Для современного общества характерно стремительное развитие информационных технологий, использование современных технических средств, объединяющих людей в рамках единого поля общения. Но из-за экономического неравенства не все коммуникаторы имеют доступ к новым технологиям, особенно к компьютерам и Интернету. И здесь возникает проблема информационного разрыва, ведущая к новой форме неравенства.
Изначально Интернет, как технологический продукт развития общества, предназначался для узкого круга специалистов, но позже, в силу своей социальной направленности, стал занимать позиции СМК, приобретая большое значение, проникая во все сферы. общественной жизни. Элементы, которые здесь взаимодействуют (отдельные лица, группы, сообщества) создают свой собственный виртуальный мир, они связаны определенными состояниями, силами, культурой. Однако использование информационных и компьютерных технологий доступно далеко не всем. Назаров М.М. делит городское население России на пять групп по активному использованию телевидения и Интернета [5, с. 116-125]:
1. «Нырнул в сеть». Объем кластера 13%. Количество часов в неделю у телевизора - 10, в Интернете - 24,4. В основном это люди в возрасте от 18 до 24 лет (35,2%), от 25 до 34 лет (25,5%), со средним доходом 48,7% (денег хватает на покупку крупной техники, но они не могут купить машину без привлечения заемных средств) .
2. Высокая активность СМИ. Объем кластера составляет 5,3%. Количество часов в неделю, проведенных у телевизора - 36,2%, в Интернете - 21,3%. В основном это люди в возрасте от 25 до 34 лет (36,2%) со средним доходом 49,2% (денег хватает на покупку крупной бытовой техники, но они не могут купить машину без привлечения заемных средств).
3. Среднее участие СМИ. Объем кластера составляет 14,8%. Количество часов в неделю, проведенных у телевизора - 21,9%, в Интернете - 12,1%. В основном это люди в возрасте от 25 до 34 лет (26,9%) и от 35 до 44 лет (24,2%) со средним доходом 48% (денег хватает на покупку крупной бытовой техники, но они не могут купить машину). без привлечения заемных средств) и ниже 36,3% (денег на еду и одежду хватает, но крупную технику без привлечения заемных средств купить не могут).
4. Низкое участие СМИ. Объем кластера 26,1%. Количество часов в неделю, проведенных у телевизора - 12,1%, в Интернете - 5,5%. В основном это люди в возрасте от 25 до 34 лет (26,4%) и от 35 до 44 лет (22,6%), от 45 до 54 лет (23%), со средним доходом 47,6% (денег хватает на покупку крупной техники. , но купить машину без привлечения заемных средств нельзя) и ниже 35% (денег на еду и одежду хватает, но крупную технику без привлечения заемных средств купить нельзя).
5. «Жизнь без Интернета». Объем кластера составляет 40,7%. Количество часов, проведенных в неделю перед телевизором - 21,7%, в Интернете - 0%. В основном это люди в возрасте 55 лет и старше (54,3%) и от 45 до 54 лет (21,5%) со средним доходом 23,4% (денег хватает на покупку крупных электроприборов, но нет возможности купить машину без привлечения заемных средств) и ниже 58,4% (денег хватает на еду и одежду, но крупную бытовую технику купить без привлечения заемных средств не могут).
Согласно представленным данным, можно выделить две большие аудитории: группу людей, которые вообще не используют Интернет, а только телевидение (40,7%), и группу людей, которые используют как Интернет, так и телевидение (59,3%). среди последних почти половина (26,1%) пользуются Интернетом и телевидением в минимальных количествах. Однако доля активного использования Интернета с каждым годом увеличивается. По данным ВЦИОМ, процент ежедневного использования интернет-сайтов увеличился с 5% (2006 г.) до 46% (2014 г.) [6].
Интернет-пользователи, которые ежедневно обращаются к этим инструментам СМК, чаще используют Интернет для работы / учебы (37%), пользуются электронной почтой (37%), слушают музыку, смотрят фильмы (34%), следят за новостями (34%)), общаются (31%) [6].
Современные средства массовой информации (электронные средства массовой информации) обладают большой способностью передавать разнообразную информацию большому количеству потребителей, что может представлять угрозу как для человека, так и для государства. Т.В. Владимирова выделяет четыре основные группы угроз, связанных с сетевыми коммуникациями [7, с. 123-129]:
1. Угрозы личной безопасности (возрастающие возможности манипулирования сознанием, информационная перегрузка, интернет-зависимость и др.).
2. Угрозы, связанные с усилением манипулирования общественным мнением.
3. Угрозы безопасности личности, состоянию криминальных и террористических сетевых структур.
4. Угрозы стабильности существования политических режимов власти.
Несмотря на несовершенство электронных массовых коммуникаций, большинство пользователей (53%) считают, что развитие информационного пространства Интернета выгодно для нашего общества. Основное преимущество - широкий доступ к большому объему информации, по мнению 71% респондентов. Респонденты, считающие, что возможности Интернета только вредят нашему обществу (24%), указывают на наличие большого количества вредной, «пустой» информации в Интернете (32%) как в подтверждение своего мнения, так и в качестве удивления молодых людей и опасности «промывания мозгов» [8].
Телевидение также имеет проблемы как платформа для массовых коммуникаций, многие респонденты считают, что телевидение ухудшает моральное положение общества. Так считает 38% опрошенных в 2014 г., тогда как в 1989 г. такое мнение высказали только 8% опрошенных. Если телевидение внезапно перестанет работать на месяц, люди от этого только выиграют (в 2014 году так считали 35% респондентов по сравнению с 18%) в 1989 году [9].
Радио как средство связи пользуется популярностью у 23% респондентов, его получает 30% населения, поэтому 44% респондентов редко или никогда не используют информацию. При этом постепенно растет доверие к информации, полученной по радио (2008 г. - «да» 25%, «скорее да» 43%, 2012 г. - «да» - 26%, «скорее да» - 46%). [10].
Кинематография также является платформой для массовых коммуникаций, но ее популярность также ниже, чем у телевидения и Интернета. Только 14% опрошенных смотрят выпуски новых фильмов в кинотеатрах, для сравнения: по телевидению - 45%, в Интернете - 18%. Самый популярный жанр кино-комедия, его смотрят 88% респондентов [11].
Упоминая о роли СМК в жизни общества, 48% респондентов считают, что СМК предоставляет важную информацию о том, что происходит в стране и в мире, он должен прививать моральные ценности и спрашивать людей, какие модели верны. При этом 35% респондентов указали, что СМК должна предоставлять возможность сделать перерыв в работе, расслабиться, получить представление о том, что происходит вокруг них, в простой и доступной форме [12]. Такое отношение к СМК позволяет нам определять его функции в обществе.