Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в задачах автоматизации управления производственным процессом наиболее перспективным является автоматизация планово-управленческих функций на базе персональных компьютеров, установленных непосредственно на рабочих местах специалистов. Эти системы получили широкое распространение в организационном управлении под названием автоматизированных рабочих мест. Это позволяет использовать систему людям, не имеющим специальных знаний в области программирования, и одновременно позволит дополнять систему по мере надобности.
Цель данной работы – проектирование информационной системы для решения задач учета в школьной библиотеке.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
анализ предметной области (функционирования школьных библиотек);
построение модели бизнес-процессов библиотечной работы в школах;
постановка задач автоматизации библиотечного учета;
построение информационной модели в соответствии с поставленными задачами, определение сущностей, атрибутов, проектирование структуры данных
разработка программного обеспечения в соответствии с поставленными задачами.
Объект исследования – использование информационных технологий в библиотечном учёте.
Предмет исследования: информационная система «Школьная библиотека».
1.Обследование предметной области
1.1. Анкетирование
Для анкеты руководителя выбраны вопросы:
1. ФИО и должность руководителя: руководитель библиотеки Волкова В.В.
2. Контактное лицо библиотеки: Павлова Ольга Сергеевна, библиотекарь.
3. Цели создания информационной системы управления библиотекой: сокращение времени на поиск книг, оформления выдачи и возврата литературы, оформление читательских документов, увеличение производительности труда сотрудников, получение возможностей оптимизации деятельности библиотеки путем формирования аналитической отчетности.
4. Основные функции библиотеки: учет данных о состоянии библиотечного фонда, учет выдач, возвратов и списания литературы, учет платных услуг.
5. Распределение обязанностей между сотрудниками:
Специалист фонда: ведение учёта книг и мест их хранения, подготовка списков для списания книг, Библиотекарь – учет выдачи и возврата литературы. Руководитель – формирование аналитической отчетности.
6. Регламентация деятельности библиотеки. Библиотека работает на основании Положения, разработанного в соответствии с действующим законодательством. Деятельность сотрудников регламентируется должностными инструкциями.
7. С кем взаимодействует библиотека в рамках осуществления своей деятельности? Ответ: С читателями в рамках учета операций выдачи и возврата литературы, с поставщиками книг в части пополнения фонда, с учредителями в части организации финансирования работы библиотеки.
8. Какова штатная структура организации и уровень квалификации сотрудников?
Ответ:
Общее количество сотрудников – 22 чел., из них:
Специалисты фонда – 5 чел. (специальность – библиотечное дело);
Библиотекари – 6 чел. (специальность - библиотечное дело);
Специалисты по делопроизводству – 1 чел. (специальность - документоведение);
Специалисты по проведению мероприятий – 2 чел. (специальность - библиотечное дело или в области организации культурно-массовых мероприятий);
Администраторы – 3 чел. (специальность - документоведение);
Специалист по кадрам – 2 чел. (специальность – управление персоналом);
Экономисты – 1 чел. (специальность – экономика и бухгалтерский учет);
Заведующий - 1 чел. (специальность – библиотечное дело);
Сотрудники пор обслуживанию здания – 3 чел.
9. Техническое оснащение компании
Количество компьютеров в сети – 21, принтеров – 12.
Таблица 1 - Технические характеристики рабочих станций специалистов
Наименование комплектующих Модель Характеристики
Материнская плата ASRock B450M Pro4-F microATX, socket AM4, DDR4, 2133-3200 МГц, PCI-E/SATA 3.0, 2 слота PCI-E x16
Жесткий диск SSD Kingston 240 GB
ОЗУ DDR4 Kingston 2000 ГГц
Видеокарта Nvidia GeForce 1030 2GB
Процессор Intel Core i3 10100F 3.6ГГц
Уровень зрелости ИТ-инфраструктуры компании – стандартизованный. Каждый из основных бизнес-процессов имеет свои средства автоматизации, реализована система Active Directory в соответствии с организационной структурой предприятия, с использованием которой применяются доменные политики, система разграничения доступа. Вместе с тем ряд технологических операций выполняются вручную, существует зависимость состояния системы от уровня квалификации администратора. Также отсутствует единая информационная база предприятия – каждый из его сегментов автоматизирован по отдельности, что предполагает необходимость выполнения работ по получению сводной информации из разнородных прикладных программных комплексов.
10. Используемые программные продукты:
- Браузеры;
- Системы мультимедиа;
- MS Office, Libre Office;
- Системы автоматизации бухучета и учета платежей на платформе «1С: Предприятие».
1.2. Интервьюирование
В рамках интервьюирования сотрудников были определены основные технологические аспекты работы библиотеки.
Работа с читателями включает этапы:
- подбор литературы в соответствии с запросами;
- определение наличия литературы и возможности выдачи;
- выдача литературы;
- возврат литературы;
- формирования отчетности по результатам оказания услуг библиотеки.
В ходе исследования было выявлено, что в технологии работы специалистов по работе с библиотечными фондами возникает необходимость учета процессов поступления и выбытия литературы, обработка процессов выдачи книг, учет базы читателей, быстрый поиск литературы, учет амортизации фондов, формирование заявок на их пополнение.
При отсутствии автоматизированной технологии работы по учету библиотечного фонда операции учета поступлений, выбытий, выдач и возвратов, а также классификация ведутся по стандартам библиотечного дела на бумажных носителях, некоторые виды отчетности зачастую формируются с применением средств MSOffice, либо ведутся в рукописных журналах. Это приводит к ошибкам в учете фондов, потере контроля над их состоянием, увеличению времени поиска местонахождения запрашиваемого издания. Внедрение автоматизированной системы учета в технологию работы данного рабочего места сведет указанные недостатки к минимуму.
Без использования информационных технологий будут наблюдаться задержки в реализации бизнес-процессов, связанных с прохождением документации, что приведет к негативным процессам для предприятия, таким как задержка процесса поиска литературы, потере контроля над процессом оборота фондов, неточность в формировании запросов на пополнение фондов. Ошибки в учете также могут привести к неверной оценке стоимости имущества и, как следствие, ошибкам в исчислении налоговой базы. Кроме того, несовершенство учета фондов вызывает необходимость содержания дополнительных штатных единиц.
Место автоматизируемой задачи – автоматизация процесса «Работа по учету библиотечного фонда». Входными информационными потоками являются сведения о библиотечном фонде.
Поставленная задача автоматизации работы специалиста по учету библиотечного фонда включает в себя:
автоматизацию заполнения документов по учету и движению литературы;
создание оптимальной организационной структуры для оптимизации процесса учета библиотечных фондов;
классификация фондов по категориям для возможности оперативного поиска информации с использованием различных реквизитов;
составление заявок на пополнение и выбытие фондов.
Каждый из этих процессов может быть разбит на ряд составляющи
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахметов И. В., Карабельская И.В., Губайдуллин И.М., Сафин Р.Р. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. - 67 с.
2. Бабиева Н. А., Раскин Л. И. Проектирование информационных систем: учебно-методическое пособие. - Казань: Университет, 2014. – 200с.
3. Баранников Н. И., Яскевич О. Г. Современные проблемы проектирования корпоративных информационных систем. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2014. - 237 с.
4. Баранов В. В., Горошко И. В., Лебедев В. Н. Информационные технологии управления и организация защиты информации: учебник. - Москва: Академия управления МВД России, 2018. - 453 с.
5. Барановская Т.П., Яхонтова И. М., Вострокнутов А. Е., Иванова Е. А. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - 152 с.
6. Баранчиков А. И. Синтез информационных структур хранения данных на основе анализа предметных областей. - Рязань: РГУ, 2014. - 229 с.
7. Гагарин А. Г., Костикова А. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие. - Волгоград: ВолГТУ, 2015. – 57 с.
8. Деменков, М.Е. Современные методы и средства проектирования информационных систем: учебное пособие. - Архангельск: САФУ, 2015. – 89с.
9. Задорожный, В.Н. Информационные технологии и автоматизация управления. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. - 269 с.
10. Инюшкина О. Г. Проектирование информационных систем: (на примере методов структурного системного анализа): учебное пособие: Форт-Диалог Исеть, 2014. - 240 с.
11. Кашаев С. 1С: Программирование и визуальная разработка на примерах. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2015. - 336 с.
12. Костикова А. В. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2016. – 110 с.
13. Мелихова Н. В. Информационные технологии управления: учебное пособие. - Челябинск