Фрагмент для ознакомления
2
1. Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения? Расставьте недостающие знаки препинания.
2. Выделите грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте расстановку знаков препинания в сложносочинённых предложениях.
3. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения и средства связи. Расставьте недостающие знаки препинания.
В предложениях, определённых согласно заданию преподавателя, расставьте необходимые знаки препинания, проведите разбор по плану
1. Я решительно не понимал причины такой жестокой несправедливости,1 и это было не удивительно,2 потому что дома у нас был образован заговор,3 чтобы нам ничего не говорить о том,4 кто был этот человек,5 которому мы были обязаны спасением6 (Лесков).
1,2) Предложение сложное, состоит из шести простых, с разными связями (сочинение и подчинение).
3) Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 2. Это сложносочинённое предложение, средство связи – соединительный союз и. Сочинительная связь связывает два блока.
5) I блок представлен предложением 1.
II блок (предложения 2, 3, 4, 5, 6) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 2 – главное, остальные – придаточные, соединение последовательное.
I придаточное (предложение 3) – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – союз потому что; придаточное стоит перед главным.
II придаточное (предложение 4) – придаточное цели; придаточное относится к сущ. заговор; средство связи – союз чтобы; придаточное стоит перед главным.
III придаточное (предложение 5) – придаточное причины; придаточное относится к сказуемому не говорить, выраженному глаг.; средство связи – относительное местоимение кто; придаточное стоит перед главным.
II придаточное (предложение 6) – придаточное определительное; придаточное относится к сущ. человек; средство связи – относительное местоимение которому; придаточное стоит перед главным.
6) [ ]1, и [ ]2, (потому что – союз)3, (чтобы союз)4, (кто – относит. мест.)5, (которому – относит. мест.)6.
[ ]1, и [ ]2,
прич.↓
(потому что – союз)3,
цели ↓
(чтобы – союз)4
прич.↓
(кто – относит. мест.)5
опред.↓
(которому – относит. мест.)6
2. Чтобы сделать себя понятным1, я начну издалека:2 я передам одно моё впечатление из Берлина3 (Пришвин).
1,2) Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (бессоюзие и подчинение).
3) Центральная связь – бессоюзная, она связывает непосредственно предложения 2 и 3: я начну издалека2: я передам одно моё впечатление из Берлина3. Это бессоюзное предложение. Отношения пояснительные, поэтому между частями ставится двоеточие.
4,5) Бессоюзная связь связывает два блока.
I блок представлен предложениями 1 и 2. Это сложноподчинённое предложение; предложение 2 – главное, предложение 1 – придаточное цели; придаточное относится ко всему главному; средства связи – союз чтобы; придаточное стоит перед главным.
II блок состоит из одного предложения 3.
6) Горизонтальная схема: (чтобы – с.)1, [ ]2: [ ]3.
Вертикальная схема:
поясн.
[ ]2: [ ]3
цели↓
(чтобы – с.)1
3. Пари заключается вот в чём:1 я думаю,2 будто я знаю вашего герцога лучше,3 чем знаете его вы4 (Лесков).
1,2) Предложение сложное, состоит из четырех простых, с разными связями (бессоюзие и подчинение).
3) Центральная связь – бессоюзная, она связывает непосредственно предложения 1 и 2: Пари заключается вот в чём:1 я думаю,2… Это бессоюзное предложение. Отношения пояснительные, поэтому между частями ставится двоеточие.
4,5) Бессоюзная связь связывает два блока.
I блок представлен предложением 1.
II блок представлен предложениями 2, 3 и 4. Это сложноподчинённое предложение; предложение 2 – главное, остальные – придаточные; последовательное соединение.
I придаточное (предложение 3) – придаточное сравнит.; придаточное относится ко всему главному; средства связи – союз чем; придаточное стоит после главного.
1. Повторите тему «Обособленные определения». Расставьте знаки препинания.
2. Найдите в предложениях несогласованные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.
3. Выделите определяемые слова и приложения, поставьте, где необходимо, дефис.
4. Найдите в предложениях приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. На диване с цилиндром в руке сидел красавец Каммучини, известный исторический живописец, и смеялся, глядя на Торвальда (Паустовский). 2. В те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук, была Соня, были Антон и Лёвка Шулепников, по прозвищу Шулепа (Трифонов). 3. Дитя неведомой страны, прижавшись, голубь молодой сидит, испуганный грозой (Лермонтов). 4. Один из них, старик без усов и с седыми бакенами, похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов). 5. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке, он держался с начальником грубо и поэтому зарабатывал мало (М. Горький). 6. Глебов, самый старый Лёвкин приятель, никогда не был его рабом (Трифонов). 7. От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе - устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря, о неисчерпаемых запасах мирабилита в его воде, о возможности уничтожения пустыни (Паустовский). 8. Перекрывая всё и вся, рассыпной серебряной дробью грянул державный властелин майской ночи – соловей, загнездившийся в речной уреме (Пермитов). 9. В лабораториях уже существуют приборы – фотоэлементы, превращающие энергию солнца в электрическую (Паустовский). 10. Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду - маленького ужа или лягушку с четырьмя растопыренными лапами (Катаев) 11 Жильцы веков и стражи северных просторов, холодным блеском ледников на девушек смотрели горы (Федоров). 12. И Биркопф, как человек сметливый, тотчас воспользовался исключительностью своего положения (Тургенев).
5. Выделите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте ответ.
1. Вечером, пристроившись на попутную машину, я выехал в Тельму (Песков). Деепричастный оборот в середине предложения, поэтому обособляется запятыми. 2. Какой-то работяга дремал в тенёчке у стены, сидя на корточках (Трифонов). Деепричастный оборот в конце предложения, поэтому нужна перед ним одна запятая 3. Приходилось сидеть сложа руки и думать (Салтыков-Щедрин). Фразеологизм, запятыми не выделяется. 4. Глебов, волнуясь, отошёл в сторону, потыкался туда-сюда, ища Ефима, потом вошёл в магазин, поспрошал там и, ругаясь, мысленно проклиная необязательных людей, вновь вышел во двор (Трифонов). Одиночное деепричастие в середине предложения выделяем запятыми с двух сторон, деепричастные обороты в середине предложения, поэтому обособляется запятыми. 5. Иногда Половцев, оставив карты, садился прямо на полу, по-калмыцки сложив ноги, и, расстелив кусок брезента, разбирал, чистил и без того идеально чистый ручной пулемёт (Шолохов). Деепричастные обороты в середине предложения, поэтому обособляется запятыми. 6. Глебов стоял, молча покачиваясь на своих скрипучих сандалетах, и смотрел на работягу, вспоминая его имя (Трифонов). Деепричастный оборот в середине предложения, поэтому обособляется запятыми. Деепричастный оборот в конце предложения, перед ним ставится запятая.
6. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные существительными и наречиями. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. За неимением места во флигеле, мне отвели место в графских хоромах (Чехов). 2. Степан Аркадьевич учился хорошо, благодаря своим хорошим способностям (Л. Толстой). 3. Полк, благодаря строгости полкового командира, был в прекрасном состоянии (Л. Толстой). 4. Опять это были чьи-то чужие театральные слова, но они, при всей их вздорности и избитости, тоже касались чего-то мучительно неразрешимого (Бунин). 5. Свет разлагает кислоту в силу своей яркости (Смирнов). 6. У Гали, по слепоте её, весь день уходил на осторожную возню с разными небольшими делами (Паустовский). 7. И, несмотря на решимость, Серёжа всё-таки испытывал жестокий страх (Станюкович). 8. Выйдя в офицеры, Шурка, по настоянию Чижика, взял его к себе (Станюкович). 9. Анютка нередко проливала слёзы, когда барин, по настоянию барыни, отправлял Антона в экипаж для наказания (Станюкович). 10. При всей беспощадности к врагам, я не знаю человека более гуманного (Кремлев). 11. Трест не мог, подобно старым промышленникам, ставить добычу мирабилита в зависимость от капризов залива (Паустовский). 12. Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном (Лермонтов). 13. Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции (Чехов). 14. Вследствие этого происшествия, Василий уже более не видался со своими родителями (Тургенев). 15. Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств (Пушкин).