Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 4
1.1. Общий обзор мер обеспечения производства 4
1.2. Правила проведения досмотра 5
2. Досмотр транспортных средств как мера, обеспечивающая производство по делам об административных правонарушениях 7
2.1. Деятельность сотрудников полиции по досмотру транспортных средств 7
2.2. Принятие решения о проведении досмотра 10
Заключение 14
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Действующее административно-деликтное законодательство предусматривает отдельную кодифицированную главу с детальной регламентацией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ). Основным назначением названных мер административного принуждения является обеспечение оптимальных условий для доказывания по делам об административных правонарушениях и исполнения назначенного наказания.
Цель – выявить особенности мер, обеспечивающих производство по делам об административных правонарушениях. Задачи:
изучить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
проанализировать досмотр транспортных средств как мера, обеспечивающая производство по делам об административных правонарушениях.
Объект – административные правонарушения. Предмет меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях.
1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
1.1. Общий обзор мер обеспечения производства
Согласно ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности;
11) залог за арестованное судно;
12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.
Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
1.2. Правила проведения досмотра
Деятельность сотрудников полиции, оказавшись в ситуации, когда необходимым условием выполнения служебной задачи является, проведение досмотрового мероприятия допускают ошибки в применении таких правовых средств и влекут негативные правовые последствия.
Подобные ситуации, становятся возможными в связи с неверным пониманием правовой природы досмотров и осмотров, а также содержания законодательных норм, закрепляющих право применения таких мер. Кодекс об Административных правонарушения РФ1 в соответствии со статьей 27.1. предусматривает меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в число которых входит и досмотр транспортных средств физических лиц. Данные меры вправе применять только специально уполномоченные на то лица, причем строго в пределах своих полномочий.
В случае незаконного применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях причиненный вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Сам порядок досмотра транспортного средства изложен отдельно в ст. 27.9, в том числе, обозначена цель применения такой меры – обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения, при этом дано уточнение, что в ходе досмотра не допускается нарушение целостности транспортного средства.
Перечень лиц, которые могут проводить досмотр транспортных средств, является достаточно широким и зависит от вида административного правонарушения.
Обязательным является присутствие двух понятых или при их отсутствии применение видеосъемки. При этом необходимо учитывать, что процедура сверки сотрудником ДПС идентификационного номера, номера шасси, рамы, кузова и двигателя транспортного средства с данными, записанными в регистрационных документах, не является досмотром, предусмотренным ст. 27.9 КоАП РФ, и не является, соответственно, мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Поэтому при ее осуществлении не требуется участие понятых и составление соответствующего протокола.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. с изм. и доп. от 16.12.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Административный арест: анализ теории и практики применения / Барахоева Алла Руслановна // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества. 2021. № 20 (20). С. 44-55.
3. Байназарова Л.В. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами управления по вопросам миграции ГУ МВД РОССИИ // В сборнике: современные проблемы юридической науки. Материалы XVI Международной научно-практической конференции молодых исследователей. 2020. С. 33-34.
4. В МВД задумались об отмене административных арестов. URL: https://www.znak.com/2019-0621/kommersant_v_mvd_zadumalis_ ob_otmene_administrativnyh_arestov
5. Гараев А.А. Стадии производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях // Исполнительное право. 2009. № 3. С. 23-31.
6. Гришкова Т.А. Административно-правовые принципы производства по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 1. С. 33-36.
7. Гуляева А.Ю. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении // В сборнике: Актуальные вопросы административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях. сборник материалов Региональной научно-практической студенческой конференции. Пермь, 2021. С. 108-111.
8. Давлатзода Ф.М. Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях по законодательству республики Таджикистан // Государствоведение и права человека. 2019. Т. 14. № 2. С. 62-75.
9. Давлатзода Ф.М. Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях по законодательству республики Таджикистан // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2019. № 5-2. С. 208-215.
10. Денисов А.С., Асеев А.Г. Полномочия военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // В сборнике: Теория и практика современной аграрной науки. Сборник III национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. 2020. С. 167-170.
11. Изингер А. В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде административного ареста // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 2(40). С. 50–58.
12. Кирин А. В. Противоречия концептуально-правового статуса ареста как административного наказания // Административное право и процесс. 2011. № 9. C. 32–34.
13. Куликов В. В новом КоАП сократят применение административного ареста // Российская газета. 2020. 9 янв. 19.
14. Лепихина А.А. Административное задержание как мера административно-процессуального принуждения // В сборнике: Актуальные вопросы административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях. сборник материалов Региональной научно-практической студенческой конференции. Пермь, 2021. С. 152-154.
15. Милюков С.Ф., Зуева Ю.В. Необходимая оборона в системе мультиправового института самозащиты (доктрина, практика, техника) // Под редакцией В.М. Баранова. Москва, 2021.
16. Новиков А.В. О необходимости производства по вновь открывшимся обстоятельствам в производстве по делам об административных правонарушениях // В сборнике: актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина: в 2-х частях. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2011. С. 216-221.
17. Павлюченко А.М. К вопросу уклонения от административного наказания лиц, не подвергнутых административному задержанию / В книге: Проблемы совершенствования российского законодательства. сборник тезисов Всероссийской (с международным участием) научной конференции курсантов, слушателей и студентов. Барнаул, 2021. С. 152-153.
18. Тараканов И.А., Сигачева А.К. Необходимая оборона: особенности оценки правомерности оборонительных действий от посягательства, сопряженного с нанесением побоев // Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 1 (58). С. 104-108.
19. Унифицированная система поддержки принятия решений по процессу производства по делам об административных правонарушениях / Головин О.К., Тихонов А.Н., Остроглазов Н.А., Алтухов Д.А., Прокофьев Д.А. // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2017661496, 16.10.2017. Заявка № 2017618707 от 28.08.2017.
20. Усенков И.А. Стадии производства по делам об административных правонарушениях // В сборнике: . сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 157-158.
21. Фадеева И. В. Проблемы исполнения постановления об административном аресте // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 9–11.
22. Шапошникова И.А., Мамлеева Д.Р. Компетенция органов внутренних дел по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2020. Т. 12. № 1. С. 63-68.
23. Корнеев А.А. Административный штраф как мера административного взыскания: проблемы реализации и пути их решения // Студенческий вестник. 2021. № 3-2 (148). С. 17-18.
24. Вопросы совершенствования правил назначения мер административной ответственности / Духнова А.А., Мачуха А.А., Перегудов С.Г. // Эпомен. 2021. № 52. С. 139-145.
25. Атанова Т.О. Лишение права управления транспортным средством как мера наказания за систематическое совершение административных правонарушений // Алтайский юридический вестник. 2021. № 1 (33). С. 38-41.
26. Веренич А.В. Проблемы применения административных мер защиты детей органами внутренних дел // Алтайский юридический вестник. 2021. № 1 (33). С. 46-50.
27. Дитковская К.Д. Меры административного поощрения научно-педагогических работников в контексте разграничения полномочий публично-правовых субъектов / /Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2021. № 1 (42). С. 110-117.
28. Иккерт А.В. Досмотр транспортных средств как обеспечительная мера производства по делам об административных правонарушениях // E-Scio. 2021. № 1 (52). С. 353-360.
29. Логинов Е.А., Кузякин С.В. Актуальные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // Государственная служба и кадры. 2021. № 1. С. 204-208.
30. Попова Н.Ф. Меры административного принуждения, применяемые для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения // Российская юстиция. 2021. № 3. С. 16-19.
31. Применение превентивных мер в отношении несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение - законодательные инициативы и реалии правоприменения / Маганкова А.А., Давыдовская Е.Ю., Пархачева А.С. // Modern Science. 2021. № 3-2. С. 205-209.
32. Костин С.Г. Проблемы применения мер административной ответственности за правонарушения в сфере потребления алкогольной продукции // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2021. № 1 (96). С. 241-248.
33. Вечерникова Д.В., Копцов С.В. Проблемы применения доставления как меры административного пресечения, осуществляемой сотрудниками вневедомственной охраны войск национальной гвардии российской федерации // Общество и право. 2021. № 1 (75). С. 84-88.
34. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / Шустикова Мария Владимировна // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 1 (11). С. 93-97.
35. Проблемы реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области защиты государственной границы / Сосновская Юлия Николаевна, Маркина Элеонора Викторовна // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1. С. 226-230.
36. Меры административного пресечения, реализуемые сотрудниками полиции для противодействия правонарушениям несовершеннолетних / Беликова Светлана Борисовна, Марзаганова Анжелика Маирбековна // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 29. С. 515-520.
37. Защита прав человека при применении мер административного законодательства Вьетнама / НГУЕН Тхи Ха // Закон и право. 2021. № 4. С. 190-192.
38. Международно-правовые основы применения специальных мер административного пресечения сотрудниками пенитенциарных учреждений / Гришин Дмитрий Александрович // Административное право и процесс. 2021. № 4. С. 62-66.
39. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении: конституционное измерение / Капранова Юлия Витальевна, Капранов Алексей Владимирович // Административное право и процесс. 2021. № 5. С. 56-59.
40. К вопросу об эффективности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о выборах / Петрыкина Наталья Ивановна, Адигамов Артур Ильдусович // Административное право и процесс. 2021. № 5. С. 60-66.
41. Джамирзе Б.Ю. Меры административного принуждения, применяемые к юридическим лицам в связи с нарушениями лицензионных требований. Москва, 2021.
42. Тихомиров Д.В. Проблемы применения мер административного пресечения // В сборнике: Актуальные вопросы административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях. сборник материалов Региональной научно-практической студенческой конференции. Пермь, 2021. С. 264-266.
43. Ларин Н.С. Практические проблемы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях сотрудниками ГИБДД (ГАИ) МВД РФ // В сборнике: Актуальные вопросы административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях. сборник материалов Региональной научно-практической студенческой конференции. Пермь, 2021. С. 147-151.
44. Лепихина А.А. Административное задержание как мера административно-процессуального принуждения // В сборнике: Актуальные вопросы административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях. сборник материалов Региональной научно-практической студенческой конференции. Пермь, 2021. С. 152-154.
45. Гуляева А.Ю. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении // В сборнике: Актуальные вопросы административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях. сборник материалов Региональной научно-практической студенческой конференции. Пермь, 2021. С. 108-111.