Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Средства массовой коммуникации, воздействуя на общество в целом, воздействуют и на каждого человека в отдельности, формируя при этом определенные идентичные эмоции и действия. Под воздействием средств массовой коммуникации формируется общественное мнение, которое представляет собой состояние массового сознания, включающее скрытое или явное отношение различных социальных сообществ к проблемам и событиям действительности. Например, существует четко определенное общественное мнение относительно таких глобальных универсальных проблем. Как предотвратить какую-либо глобальную катастрофу и т.д.
Средства массовой информации стараются освещать значимые, актуальные для общества вопросы и в значительной степени рассматривают их с точки зрения общественного мнения, а общественное мнение также может определять деятельность средств массовой информации. Но само общественное мнение формируется под влиянием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, что также могут делать средства массовой информации, что особенно значимо подчеркивает актуальность данной темы исследования.
Цель исследования: изучить формирование общественного мнения средствами массовых коммуникаций.
Задачи:
- рассмотреть понятие, задачи, функции и характеристики восприятия массовой коммуникации;
- выделить понятие общественного мнения и проанализировать влияние средств массовой коммуникации на него;
- определить механизмы формирования общественного мнения и воздействие СМИ;
- сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: средства массовых коммуникаций.
Предмет исследования: влияние средств массовых коммуникаций на формирование общественного мнения.
Методы исследования: сбор и обработка данных, анализ, систематизация, описание, обобщение.
Структура работы состоит из содержания, введения, двух основных разделов и их подпунктов, заключения, списка источников и литературы, а так же, включает в себя итоговые выводы.
1. Средства массовой коммуникации
1.1 Понятие массовой коммуникации
Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства сообщений, рассчитанных на массовое сознание средствами массовой коммуникации (СМК) и их передачу соответствующими техническими средствами — периодической печатью, радио, телевидением и другими средствами электронной коммуникации .
Средства массовой коммуникации-это инструменты для производства, хранения и распространения всех видов информации, предназначенной для массового восприятия.
Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Появление Интернета с его возможностями обратной связи и его растущее влияние на производственную, социально-политическую, культурную и идеологическую сферы человеческой жизни имеет революционное значение для массовой коммуникации. Массовая коммуникация не только непосредственно связана со всеми этими процессами, но и предстает в этой связи как одна из важнейших глобальных проблем, от решения которой зависит развитие всей человеческой цивилизации.
Понятие "массовая коммуникация "(где под коммуникацией понимается общение и коммуникация) появилось в 1920-х годах в США как отражение главным образом опыта прессы, особенно газет и журналов, работающих на конкурентном рынке в соответствии с принципом "Клиент всегда прав", который был переформулирован в правило "Дайте то, что хочет общественность" .
В этих условиях издателям газет и журналов необходимо было достаточно быстро и точно знать предпочтения своей аудитории, что заставляло их понимать свои публикации как средство массовой коммуникации, то есть как средство воздействия на массу, на определенный набор людей, которые, как правило, не были напрямую связаны друг с другом, но в то же время имели общие интересы, что побуждало их прибегать к помощи периодических изданий. В качестве средств массовой коммуникации были также поняты кино и радио, а позже телевидение и другие электронные средства коммуникации, влияющие на массовое сознание.
В Российской империи самый популярный журнал на период начала 20 века и предназначенный для всех сословий империи, носил название "Нива". Значительная часть каждого выпуска содержала рекламу. Ярким примером распространения информации по заказу правящей элиты стало празднование столетия Отечественной войны 1812 года - ежегодное досье за 1912 год полностью иллюстрирует это .
В Советском Союзе понятия "массовая коммуникация" и, соответственно," средства массовой коммуникации " были введены исследователями в 1960-х годах.
Понятие "средства массовой информации" является калькой французского термина "moyens d'information de masse". Он был введен в русский язык в 1970-х годах отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС на основании служебной записки, представленной факультетом журналистики МГУ .
К тому времени Франция перешла на термин "média de masse", то есть на английский перевод "средства массовой информации" (аббревиатура "средства массовой коммуникации", то есть "массовая коммуникация"), отказавшись от "средств массовой информации" как слишком ограниченного понятия, поскольку воздействие массовой коммуникации представлено в нем как преимущественно односторонний процесс (от коммуникаторов к массовой аудитории), что принижает ценность обратной связи.
Таким образом, то, что казалось новшеством в русском языке, к тому времени стало анахронизмом во французском языке .
Основными задачами реализации социальной коммуникации, которые взаимосвязаны друг с другом, являются :
- интеграция отдельных индивидов в социальные группы и сообщества, а последних в единую целостную систему общества;
- отделение и обособление различных групп, сообществ друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию их специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;
- внутренняя дифференциация общества, составляющих его групп, сообществ, общественных организаций и институтов;
- создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и реализации управленческого решения.
Существуют различные структурные модели коммуникации, которые по-разному различают как ее элементы, так и отношения между ними.
Коммуникация по всем своим параметрам является социальной и находится под влиянием общества. Сложность и динамичность социальных процессов, влияние событий, происходящих в обществе, на повседневную жизнь человека делают ее все более зависимой от потока сообщений из средств массовой информации.
Таким образом, круг информации, необходимой человеку для его социального поведения и жизни в обществе и получаемой из собственного опыта, все более сужается, а объем необходимой социальной информации, получаемой из теле-и радиопрограмм, периодических изданий, все более расширяется, а влияние массовой коммуникации и ее средств на человека возрастает.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурдье П. Общественное мнение не существует // Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г. А.Чередниченко / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1993. — С. 159—177.
2. Богомолова, Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации [Текст] / Н.Н. Богомолова. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 191 с.
3. Большая Российская энциклопедия [Текст] : [в 30 т.] / научно-редакционный совет: председатель - Ю. С. Осипов и др. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2004-. - 30 см.; - 766 с. - ISBN 5-85270-320-6
4. Война и общество в XX веке: В 3 кн. / Рук. проекта и сост. О. А. Ржешевский. — М.: Наука, 2008. – 611 с.
5. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М.: «Трейн», 2007. – 469 с.
6. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. - М., 2003.- С. 67-69.
7. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. - СПб, 2009. – 603 с.
8. Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 320 с.— ISBN 978-5-394-00590-9
9. Шарков Ф. И. Коммуникология: Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 766 с.
10. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. — М.: ОМЕГА-Л, 2005. – 567 с.
11. https://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2007/17/talipova_ia.doc.pdf