Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В своей работе я раскрыл(а) тему методов теоретического познания.
Научные знания и сам процесс их получения характеризуются последовательностью и структурированностью. Прежде всего, в структуре научного принято выделять эмпирический и теоретический уровни знаний. И совокупность тех исследовательских процедур, которые приводят к достижению знаний на этих двух уровнях, соответственно, подразделяются на эмпирическую и теоретическую стадии научного исследования.
Есть несколько оснований для выделения эмпирического и теоретического этапов научного исследования. В частности, эти два этапа и уровня научного исследования различаются по эпистемологической направленности исследования, по характеру и типу полученных знаний, по используемым методам и формам познания, по когнитивным функциям, по соотношению сенсорных и рациональных коррелятов познания и ряд других признаков.[1]
С точки зрения эпистемологической ориентации уровни эмпирического и теоретического исследования различаются тем, что на эмпирическом уровне познание сосредоточено на изучении явлений и поверхностных связей между ними, не вникая в существенные связи и отношения, а на теоретической фазе познания. , основная эпистемологическая задача - выявить сущностные причины и связи между явлениями. ... Это основа различия когнитивных функций, реализуемых на этих этапах познания. Основная когнитивная задача эмпирической фазы - описание явлений, а в теоретической - основная когнитивная задача - объяснение изучаемых явлений. Наиболее явное различие между двумя уровнями познания проявляется в характере полученных научных результатов. Основная форма знаний, полученных на эмпирическом уровне, - это научный факт и набор эмпирических обобщений.
На теоретическом уровне полученные знания сохраняются в виде законов, принципов и научных теорий, раскрывающих сущность изучаемых явлений. Следовательно, методы получения этого типа знаний различаются. Основными методами, применяемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение, эксперимент и индуктивное обобщение. В теоретическом этане познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и т. Д.
Различие эмпирического и теоретического этапов познания проявляется также в разном соотношении чувственных и рациональных коррелятов познавательной деятельности.
Однако следует помнить, что при всех различиях между эмпирическим и теоретическим знанием нет жесткой границы. Таким образом, эмпирические исследования, хотя и сосредоточены на изучении и сохранении явлений, постоянно прорываются на уровень сущности, а теоретические исследования ищут подтверждения правильности своих результатов в эмпиризме.
В рамках данной работы рассмотрены основные методы теоретического уровня научного познания.
Актуальность темы:
Сегодня актуальность данной темы определяется тем, что человечество всегда стремилось и стремится получить новые знания, и суть методов такого познания неизменна.
Предмет и объект научного познания:
Объектом научного познания является человек, отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект».
Предметом исследования являются различные области науки, Вселенная, человечество в целом, с использованием средств и методов научного познания.
Цель исследования:
Обозначьте методы теоретического уровня знаний.
Научно-исследовательские цели:
1) распространение понятий «метод», «метод научного познания»;
2) выделить классификацию методов теоретического познания;
3) анализ теоретических методов познания;
Основные методы исследования:
Логико-абстрактная, метод анализа и синтеза, метод сравнения.
Для написания реферата материал был собран, обобщен и систематизирован. По мере развития научных исследований с появлением исследовательских программ в работе использовались статьи из научных журналов, тезисы конференций, а также литературные источники, найденные в Интернете.
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
1.1 Научное познание и его структура
Человечество всегда стремилось к получению новых знаний. В наше время развитие цивилизации требует умения и доброй воли людей.
Человеческое развитие невозможно без знаний. Теория познания или эпистемология - это раздел философии, изучающий природу знания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляющий условия достоверности и истинности знания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании»).[1]
Познание и знание различаются как процесс и как результат. Познание - это социально-исторический, кумулятивный (кумулятивный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Термин «знание» используется в трех смыслах:
• способности, навыки, компетенции, основанные на знании того, как что-то делать;
• любая когнитивно значимая информация;
• особая когнитивная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая параллельно и в сочетании с практической установкой.
Второй и третий пункты являются предметом эпистемологии.
Процесс познания очень многогранен, как многогранна социальная практика. Во-первых, познание отличается глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. Таким образом, различают обычные и научные знания. Повседневные знания не являются результатом профессиональной деятельности и так или иначе присущи каждому человеку. Научное знание - это результат специализированной профессиональной деятельности, называемой научным познанием. Теория научного познания называется эпистомологией.
Научное познание как профессиональная форма социальной деятельности осуществляется по определенным научным каналам, принятым научным сообществом. В состав научного знания входят:
• Объект познания;
• Предмет знания;
• Знания как результат и метод исследования.
Суть знания раскрыта выше.[2]
Субъект знания - это тот, кто его реализует, т.е. творческий человек, создающий новые знания. Субъекты познания в целом образуют научное сообщество. Это, в свою очередь, (сообщество) исторически развивается и объединяется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, исследовательские институты, лаборатории и т.д.).
Объект познания - это фрагмент реальности, находящийся в центре внимания исследователя. То есть объект познания - это то, что исследует ученый: электрон, клетка, семья и т. Д. Объектом исследования могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Кроме того, объектом научного анализа могут быть, так сказать, «побочные продукты» собственной интеллектуальной деятельности человека: художественные характеристики литературного произведения, законы развития мифологии, религии и т.д.
Объект познания всегда объективен, в отличие от собственных представлений исследователя о нем. Иногда в эпистемологии вводится дополнительный термин «субъект познания», означающий определенный участок или аспект объекта познания.
1.2 Понятие метода
Метод (греч. Metohodos - буквально «путь к чему-то») - в самом общем смысле - способ движения к цели, определенная форма упорядоченной деятельности. Метод - это форма познания, исследования природных явлений и общественной жизни; это техника, метод или способ действия.
Методология науки рассматривает структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и способы применения знания на практике. Метод как средство познания - это способ мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Добросовестное применение научно обоснованных методов - необходимое условие приобретения новых знаний.[3]
В современной науке с большим успехом работает концепция нескольких уровней методологических знаний. В связи с этим все методы научного познания можно разделить на пять основных групп:
1. Философские методы. Сюда входят диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вишневский М.И., Философия: учебное пособие/ М.И. Вишневский – Минск, 2008. – 479 с.
2. Кохановский В. П. и др. Основы философии науки/ В. П. Кохановский – М.: Феникс, 2007. – 608 с
3. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996 – 440 с.
4. Микешина Л.А., Философия науки/ Л.А. Микешина – М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 124 с.
5. Мировое в контексте научно-исследовательской деятельности: с. ст. / Российская академия наук; Под общ. ред. Карпинской Р.С. - Москва, 1986. – 182 с.
6. Потребности человека: методологические проблемы исследования: с. ст. / Российская академия наук; Под общ. ред. Маргулич А.В., Степанова Е.И. - Москва, 1986. – 145 с.
7. Система научных исследований в России в процессе формирования: с. ст. / Российская академия наук; Под общ. ред. Кулькина А.М. - Москва, 2004. – 105 с.
8. Кохановский В.П., Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов/ Кохановский В.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. — 248 с.
9. Итоги и перспективы исследования философии и социальных проблем науки и техники: с. ст./ Российская академия наук; Под общ. ред. И.Т. Фролова - Москва, 1987. – 145 с.
10. Лакатос И., Современная философия науки: хрестоматия // Бесконечный регресс и обоснование математики / И. Лакатос – Российская академия наук; Москва, 1996. – 180 с.