Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Политика ориентируется на потребности людей в обществе при помощи определенных принципов, которые ориентируют в себе ценности гуманизма в отношении индивида, общества и государства. И такими специфическими конкретизациями представлений гуманизма являются права человека, если мы говорим относительно политической сферы.
Политикой также является искусство управления государством. Это определение звучит совершенно по-другому, не как первые два, и не сводится к удержанию власти. Власть и политика, естественно, тесно взаимодействуют друг с другом.
Телеология является основой для политических и правовых учений Аристотеля. Философ рассматривает существование частной собственности, рабства, государства как естественные явления, которые формируются природой.
Целью данной работы является рассмотрение «Политики» Аристотеля.
Задачи:
- описать представление о государстве у Аристотеля;
- рассмотреть справедливость с точки зрения Аристотеля;
- описать право в понимании Аристотеля.
1 Общие представления о государстве у Аристотеля
Аристотель утверждает, что государство формируется вследствие того, что люди от природы стремятся общаться друг с другом.
Первым видом коммуникации является семья. Это общение присуще и животным. Человек отличается жаждой к интеллектуальным познаниям и нравственной жизни, говорит Аристотель. Человек может понять, что такое добро, зло, справедливость.
Семьи группируются в род, объединение родов дает государство, которое представляет собой высшую форму человеческой коммуникации. Государство реализует влечение людей к совместной жизни. Человек, по мнению Аристотеля, представляет собой политическое существо .
Если семья и род имеют цель продолжение рода, то государство формируется благодаря моральной коммуникации между людьми. Государство базируется на единомыслии граждан в отношении добрых поступков.
Государство, по мнению Аристотеля, не является интеграцией местожительства. Государство формируется для того, чтобы предотвратить взаимные обиды или ради того, чтобы было удобно осуществлять обмен. Но главным признаком государства является коммуникация между семьями и родами для добродетельной жизни.
Итак, по Аристотелю, государство представляет собой коммуникацию подобных друг другу людей для достижения лучшей жизни. Люди – это только свободные граждане в греческих полисах. К людям нельзя причислить варваров и рабов. Последние не способны на духовные отношения, поскольку их предназначение – быть рабами у греков. Значит, философ защищает права рабовладельцев. Государство было для философа союзом свободных граждан, которые совместно управляли делами рабовладельческого социума .
Аристотель оправдывает рабство следующим образом: существуют природные отличия между людьми. Рабство устанавливается природой. Варвары, которые обладают могучим телом и слабым умом, способны только работать физически. Важно порабощать варваров силой, совершать на них охоту, как на животных .
Также Аристотель говорит о том, что рабство инициировано потребностями ведения хозяйств и производственной деятельностью.
Так же, как и рабство, частная собственность начинается с существа природы. Частная собственность – это элемент семьи. Аристотель против обобществления имущества, как это делал Платон в своих трудах. Общность имущества, по мнению Аристотеля, приводит к затруднениям в развитии в человеке хозяйственных наклонностей.
Основная задача политической теории Аристотеля состояла в построении теории совершенного государственного устройства. Аристотель рассматривает и анализирует формы государства, их плюсы и минусы.
Формы государства Аристотель классифицирует по двух критериям:
1) Число правящих лиц (правление одного, немногих и большинства).
2) Цель государства (правильные государства, где высшая власть населена на общее благо для граждан; неправильные государства, где высшая власть нацелена на удовлетворение собственных интересов).
Наложение двух видов классификации дает 6 видов государственного устройства. Правильные государства по Аристотелю – это монархия, аристократия и полития.
Большое внимание Аристотель уделяет изучению монархии, которую философ разделяет на несколько видов, а в последующем объединяет в два главных: первый вид свойственен Спарте, где царь был не что иное, как наследственный военачальник; вторым видом является самодержавие, где полнота власти сосредоточивается в лице царя. Первый вид собственно не составляет особого образа правления, ибо со всяким совместно то или другое устройство военной власти. Что касается второго, то Аристотель в весьма редких случаях считает его полезным. Философ подчеркивает, что вообще лучше, чтобы властвовал закон, нежели человек; лучше, чтобы государством управляли несколько добродетельных людей, нежели один, который не может за всем усмотреть. Сами цари принуждены вверяться приближенным. Наконец, здесь всегда неизвестно, в какие руки может попасть правление. Поэтому самодержавие может быть уместно только там, где один человек настолько превышает других, что все естественно должны ему повиноваться. Это – право гения.
Изображая совершенное политическое устройство, Аристотель, так же как Платон, сначала формулирует условия, необходимые для государства. Так, государство должно быть не слишком большое и не слишком малое, ибо в первом трудно установить порядок, второе же не имеет довольно средств для существования. Количество граждан в государстве должно быть достаточным для удовлетворения всех потребностей, а между тем удобное для надзора. Земля должна предоставлять все нужное для пропитания жителей. Аристотель, в отличие от Платона, предпочитает приморское положение города, удобное для торговли и для защиты. Кроме того государство должно состоять из греков, поскольку северные народы храбрые, но лишены разума; народы азиатские, наоборот, умны, но не обладают храбростью. Лишь греки включают в себе оба качества.