Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мы знаем китайскую цивилизацию не только как одну из древнейших, но и как ту, которая сохраняет свои обычаи и преемственность менталитета является частью государственной политики и в современном Китае. До сих пор среди историков нет единого мнения о возрасте китайской цивилизации. Определённо можно сказать только о том, что она не моложе 3500-летнего возраста, потому что письменные первоисточники, которыми располагают учёные, имеют именно такой возраст.
Само происхождение и характер китайской цивилизации предполагают раннее возникновение систем государственного административного управления, которые развивались, менялись вместе с правителями, но никогда не исчезали. Китайская цивилизация с самого начала своего существования основывалась на аграрном хозяйствовании в благоприятных районах рек Янцзы и Хуанхэ. И это отличало её от кочевых обществ, которые её окружали и с которыми она соседствовала. Китайская цивилизация на всём протяжении своей истории была единой, а более поздние правители в силу сложившегося национального менталитета всегда сопоставляли себя со своими предшественниками и истолковывали наследие в том русле, какой для них был актуален.
Необходимо отметить здесь, что китайская государственность основательно была укреплена установлением единообразной системы письма и приданием конфуцианству статуса государственной религии в I веке до н.э.
Можно с уверенностью сказать, что Китай с начала своей истории был государством с отлично формализованной и оформленной структурой управленческого аппарата. Во главе её стоял император, осуществляющий своё руководство государством через отлаженную систему управления как в главном городе, так и на окраинах страны. Естественно, такая управленческая система была высокоэффективна и соответствовала традиции уважения и преклонения перед предками, идеологически поддерживаемой конфуцианством.
Таким образом, характер устроения аппарата управления императора и системы управления провинциями являлись действительно для истории человечества редкостным явлением, которое даёт понимание сути развития китайской государственности.
В историографии существует традиционное разделение эпох китайской истории, которое выглядит следующим образом: доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н. э.; имперский Китай (Цинь — Цин); новый Китай (1911 — совр.) .
В работе показано формирование и характерные особенности государственной системы управления, существовавшей в Китае начиная с государства Чжоу (XI—III вв. до н. э.) и до времён империи Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.).
Глава 1. Государственное управление во времена царства Чжоу
Документальные свидетельства об устроении государственной власти начинаются с периода Чжоу, когда были созданы основы для строительства государства с сильной центральной властью, которая осуществлялась руками учёных – чиновников.
Государство Чжоу, существовавшее в период XI—III вв. до н. э., фактически являлось скоплением владений отдельных феодалов, которые с течением времени изолировались и каждый из них стал проводить собственную политику, в том числе военную, социальную и эконмическую. Главенство верховного вана основывалось на так называемом небесном мандат, его общепринятом авторитете и было достаточно формальным. То есть никакой строгой системы государственного управления не существовало, как не было единым и само государство Чжоу. Однако, согласно первоисточникам, система управления всё же была и её можно представить следующим образом.
Люди, ближайшие к вану, могли занимать следующие должности, которые назывались «саньгун», где «гун» тождественно западноевропейскому «герцог»: тай-ши 太师 - «великий наставник», тай-фу 太伯 - «великий воспитатель» и тай-бао 太保 - «великий
Фрагмент для ознакомления
3
Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.
Васильев Л. С. Древний Китай: в 3 т. Т. 3. Период Чжаньго (V—III вв. до н. э.). М.: Восточная литература, 2006.
Смолин Г. Я. Источниковедение древней истории Китая: Учебное пособие. — Л.: Изд. Лен. ун-та, 1987