Фрагмент для ознакомления
2
Законом Республики Казахстан «Об образовании» гарантированы равенство прав всех на получение качественного образования, доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица. Согласно Государственной программе развития образования на 2011-2020 гг. доля школ, создавших условия для инклюзивного образования составляет 70% от общего количества. Доля школ, в которых создан «безбарьерный доступ» для детей-инвалидов - 20%. Процент детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии (ОВР) - 50%.
В «Концептуальных подходах к развитию инклюзивного образования», разработанной НАО им. И. Алтынсарина согласно основополагающим международным документам в области прав человека, с учетом тенденций и достижений мировой практики в сфере образования и приоритетных задач развития казахстанской системы образования дан анализ текущей ситуации по внедрению, разработаны стратегические направления концептуальных подходов к развитию инклюзивного образования, предложены механизмы реализации концептуальных подходов инклюзивного образования.
Перечислим основные преимущества инклюзивного образования
Преимущества для детей с ограниченными возможностями
• Они избавлены от неблагоприятного воздействия раздельного, изолирующего от внешнего мира обучения - в том числе от негативных последствий «навешивания ярлыков» и негативного отношения, которому обычно способствует недостаток контакта с ними.
• Им демонстрируются «компетентные» модели поведения, которые позволяют им же приобрести новые навыки и / или научиться, когда и как использовать уже имеющиеся у них навыки через подражание.
• Им предоставляется возможность взаимодействовать с «компетентными» сверстниками и, таким образом, научиться новым социальным и / или коммуникативным навыкам.
• Им предоставляется возможность приобрести реалистичный жизненный опыт, который готовит их к жизни в обществе (сообществе).
• Им предоставляется возможность развивать дружеские отношения с обычно развивающимися сверстниками.
Преимущества для здоровых детей
• Им предоставляется возможность познать более реалистично и точно, видение людей с ограниченными возможностями.
• Им предоставляется возможность развивать позитивное отношение к другим людям, которые отличаются от них самих.
• Им предоставляется возможность учиться альтруистическому поведению и тому, когда и как использовать такое поведение.
• Им демонстрируются ролевые модели личностей, которые достигают успеха в жизни, несмотря на ее сложности и, в частности, несмотря на ограниченные возможности здоровья.
Преимущества для общества (сообществ)
• Возможность сэкономить ресурсы, направленные на обучение детей раннего возраста: если будет сокращено количество необходимых раздельных, специализированных программ.
• Возможность сэкономить ресурсы в сфере образования: если дети с ограниченными возможностями, интегрированные еще на дошкольном уровне, продолжат регулярное образование в общеобразовательной школе (по сравнению с затратами на создание специальных учреждений на весь период начального образования).
Преимущества для семей, где есть дети с ограниченными возможностями.
• Они смогут узнавать больше о том, что представляет собой типичное развитие.
• Они смогут чувствовать себя менее изолированными от остальной части своих сообществ.
• Они смогут развивать отношения с семьями, где подрастают типично развивающиеся дети, которые в свою очередь могут предоставить им существенную поддержку.
Преимущества для семей детей, не имеющих ограничений в возможностях.
• Получают возможность развивать отношения с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями
• Получают возможность просвещать своих детей об индивидуальных различиях, и о важности уметь принимать тех людей, которые отличаются от них.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. – 13 с.
2. Даркулова К.Н., Масалиева Ж.А. Инновации в дошкольном образовании Казахстана// Журнал Альманах современной науки и образования. 2016. №3 (105). С. 41-43. Электронный ресурс: https://www.gramota.net/materials/1/2016/3/10.html
3. Даркулова К.Н. О необходимости инноваций в образовании// Материалы Международной научно-практической конференции «ЭКСПО-2017: информатизация – будущее развитие общества» Бектаевские чтения -2 – Шымкент: Издательство «Әлем», 2016.-ІІ том.- 648 стр. С. 103-106
4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. № 1118 //Казахстанская правда. — 2010. — № 153–154. — С. 10–12.
5. Ералиева, Х. С. Внедрение инклюзивного образования в Казахстане / Х. С. Ералиева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10337/
6. Закон РК «Об образовании». — [ЭР]. Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747.
7. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. — [ЭР]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000
8. Национальный план действий на долгосрочную перспективу по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012 – 2018 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 января 2012 г. № 6).
9. Комплекс мер по дальнейшему развитию системы инклюзивного образования в Республике Казахстан на 2015-2020 годы (приказ Министра образования и науки РК от 19 декабря 2014 г. №534). — [ЭР]. Режим доступа: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=39711662#pos=0;0
10. Малофеев Н.Н. XXI век: векторы модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Открытая школа. — 2012. — № 9(120). — С.16–20.