Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Гузель Яхина и ее роман «Зулейха открывает глаза» 4
2. Влияние родителей на личность и судьбу Зулейхи Валиевой 6
3. Роль культурно-исторического начала в судьбе главной героини 11
4. Образ свекрови как воплощение мудрости природного мира 13
Заключение 17
Список литературы 18
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Историческая память – это жизненный опыт, знания, мудрость, традиции, рассказы о событиях прошлого, передаваемые из поколения в поколение. Это память о тех событиях истории, которые невозможно забыть.
Историческое прошлое нашей родины играет огромную роль в настоящем и будущем русского народа, поэтому эта тема поднимается в творчестве многих писателей, поэтов, политических деятелей, философов. Обращается к данной теме в своем творчестве известная российская писательница Гузель Шамилевна Яхина.
Целью данной работы является знакомство с особенностями раскрытия темы исторической памяти народа в романе Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) познакомиться с биографией Гузели Яхиной;
2) выявить, какое влияние оказали родители на личность и судьбу Зулейхи;
3) проанализировать роль культурно-исторического начала в судьбе главной героини;
4) рассмотреть, как через образ свекрови раскрывается мудрость природного мира.
Для достижения цели и решения поставленных задач данной работе применяются разнообразные методы исследования, способствующие достижению поставленной цели такие, как наблюдение, анализ, сравнение, дедукция и др.
1. Гузель Яхина и ее роман «Зулейха открывает глаза»
Гузель Яхина родилась в интеллигентной семье Казани, родители ее работали врачом и инженером. В детстве писательница училась в художественной школе, после чего она продолжила учебу в Казанском государственном педагогическим институте, более конкретно, на факультете иностранных языков. Позже она изучала кинематографию и, на самом деле, написала первую версию своего романа «Зулейха открывает глаза» в виде рукописи для курса [1].
После успешного окончания учебы в 1999 году Г. Яхина переехала в Москву, где работала в сфере маркетинга и рекламы, занимаясь редакторской и творческой работой. Она опубликовала в журналах две небольшие повести «Винтовка» и «Мотылек», но по-настоящему известной она стала только в 2015 году, когда ее роман «Зулейха открывает глаза» был опубликован в издательстве «АСТ» Елены Шубиной.
Яхина тесно связана со своим произведением. В основу повествования «Зулейха открывает глаза» положен жизненный, и, следовательно, истинный опыт бабушки Гузели Шамилевны, жившей в Сибири в целом 16 лет. В интервью Яхина рассказала, что ее бабушке было только 7 лет, когда она с семьей переехала в Сибирь на берег реки Ангара, где они поначалу жили в землянках и потом выстроили свой дом. Поселок был не лагерем, а просто трудовом поселком, где родственники писательницы работали, по словам Яхиной, на Аяхтинском золоторудном комбинате и уже после 1946-ого года бабушка Яхиной вернулась в родные края в возрасте 23 лет [1]. Также, изображение татарского быта в начале рассказа основано на реальной жизни и быте дедушки и бабушки автора, хотя Г. Яхина акцентировала данные моменты в самом рассказе, чтобы создать сильнее впечатление читателю.
В интервью с Российской газетой Яхина рассказала о процессе развития главной героини и немного о причинах выбора возраста Зулейхи. Сначала она планировала рассказать историю о бабушке с внучкой, но позже она изменила свое решение и остановилась на бабушке. По словам Яхиной, она хотела проследить, как трудные жизненные условия, как, например, у ее бабушки, влияют на характер человека. Бабушка ее была твердой, как железо, но период в Сибири сыграл большую роль в развитии ее характера. Таким образом, главной героиней рассказа Яхиной стала молодая 30-летная женщина.
Основной темой романа является описание событий, происходящих в России в период раскулачивания в 30-е годы XX века.
Композиционная структура романа состоит из четырех частей, повествующих о судьбе татарской женщины Зулейхи, являющейся, как уже говорилось выше, главной героиней произведения.
2. Влияние родителей на личность и судьбу Зулейхи Валиевой
Историческая память – это основа духовной и культурной преемственности поколений. В первую очередь на формирование характера героини произведения оказывают ее родители.
Необходимо сразу же отметить, что мать и отец Зулейхи изображаются в романе лишь через сознание и память их дочери. Мир, в котором живет героиня, исключает в воображении читателя саму возможность их физического существования: ведь будь они живы, автору не удалось бы реалистически обосновать трагическое положение героини в доме мужа, заставить читателя поверить в происходящее. Как ни сильна власть патриархальных законов в пространстве деревни Юлбаш, они не смогли бы до конца отделить дочь от родителей, лишить ее поддержки, защиты.
В начале романа героиню окружают лишь муж и свекровь, духовной близости и взаимопонимания, с которыми Зулейха достичь не может по нескольким причинам: муж считает ее существом низшего порядка (само слово «женщина» звучит в его устах снисходительно и уничижительно), свекровь же не только ревнует ее к сыну, но и презирает за слабость, «жидкокровость» [3]. Родителей Зулейха вспоминает в минуты, когда нужно объяснить мир самой себе, понять, как относиться к тому или иному явлению. Они – часть ее сознания
Фрагмент для ознакомления
3
Введение
Историческая память – это жизненный опыт, знания, мудрость, традиции, рассказы о событиях прошлого, передаваемые из поколения в поколение. Это память о тех событиях истории, которые невозможно забыть.
Историческое прошлое нашей родины играет огромную роль в настоящем и будущем русского народа, поэтому эта тема поднимается в творчестве многих писателей, поэтов, политических деятелей, философов. Обращается к данной теме в своем творчестве известная российская писательница Гузель Шамилевна Яхина.
Целью данной работы является знакомство с особенностями раскрытия темы исторической памяти народа в романе Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) познакомиться с биографией Гузели Яхиной;
2) выявить, какое влияние оказали родители на личность и судьбу Зулейхи;
3) проанализировать роль культурно-исторического начала в судьбе главной героини;
4) рассмотреть, как через образ свекрови раскрывается мудрость природного мира.
Для достижения цели и решения поставленных задач данной работе применяются разнообразные методы исследования, способствующие достижению поставленной цели такие, как наблюдение, анализ, сравнение, дедукция и др.
1. Гузель Яхина и ее роман «Зулейха открывает глаза»
Гузель Яхина родилась в интеллигентной семье Казани, родители ее работали врачом и инженером. В детстве писательница училась в художественной школе, после чего она продолжила учебу в Казанском государственном педагогическим институте, более конкретно, на факультете иностранных языков. Позже она изучала кинематографию и, на самом деле, написала первую версию своего романа «Зулейха открывает глаза» в виде рукописи для курса [1].
После успешного окончания учебы в 1999 году Г. Яхина переехала в Москву, где работала в сфере маркетинга и рекламы, занимаясь редакторской и творческой работой. Она опубликовала в журналах две небольшие повести «Винтовка» и «Мотылек», но по-настоящему известной она стала только в 2015 году, когда ее роман «Зулейха открывает глаза» был опубликован в издательстве «АСТ» Елены Шубиной.
Яхина тесно связана со своим произведением. В основу повествования «Зулейха открывает глаза» положен жизненный, и, следовательно, истинный опыт бабушки Гузели Шамилевны, жившей в Сибири в целом 16 лет. В интервью Яхина рассказала, что ее бабушке было только 7 лет, когда она с семьей переехала в Сибирь на берег реки Ангара, где они поначалу жили в землянках и потом выстроили свой дом. Поселок был не лагерем, а просто трудовом поселком, где родственники писательницы работали, по словам Яхиной, на Аяхтинском золоторудном комбинате и уже после 1946-ого года бабушка Яхиной вернулась в родные края в возрасте 23 лет [1]. Также, изображение татарского быта в начале рассказа основано на реальной жизни и быте дедушки и бабушки автора, хотя Г. Яхина акцентировала данные моменты в самом рассказе, чтобы создать сильнее впечатление читателю.
В интервью с Российской газетой Яхина рассказала о процессе развития главной героини и немного о причинах выбора возраста Зулейхи. Сначала она планировала рассказать историю о бабушке с внучкой, но позже она изменила свое решение и остановилась на бабушке. По словам Яхиной, она хотела проследить, как трудные жизненные условия, как, например, у ее бабушки, влияют на характер человека. Бабушка ее была твердой, как железо, но период в Сибири сыграл большую роль в развитии ее характера. Таким образом, главной героиней рассказа Яхиной стала молодая 30-летная женщина.
Основной темой романа является описание событий, происходящих в России в период раскулачивания в 30-е годы XX века.
Композиционная структура романа состоит из четырех частей, повествующих о судьбе татарской женщины Зулейхи, являющейся, как уже говорилось выше, главной героиней произведения.
2. Влияние родителей на личность и судьбу Зулейхи Валиевой
Историческая память – это основа духовной и культурной преемственности поколений. В первую очередь на формирование характера героини произведения оказывают ее родители.
Необходимо сразу же отметить, что мать и отец Зулейхи изображаются в романе лишь через сознание и память их дочери. Мир, в котором живет героиня, исключает в воображении читателя саму возможность их физического существования: ведь будь они живы, автору не удалось бы реалистически обосновать трагическое положение героини в доме мужа, заставить читателя поверить в происходящее. Как ни сильна власть патриархальных законов в пространстве деревни Юлбаш, они не смогли бы до конца отделить дочь от родителей, лишить ее поддержки, защиты.
В начале романа героиню окружают лишь муж и свекровь, духовной близости и взаимопонимания, с которыми Зулейха достичь не может по нескольким причинам: муж считает ее существом низшего порядка (само слово «женщина» звучит в его устах снисходительно и уничижительно), свекровь же не только ревнует ее к сыну, но и презирает за слабость, «жидкокровость» [3]. Родителей Зулейха вспоминает в минуты, когда нужно объяснить мир самой себе, понять, как относиться к тому или иному явлению. Они – часть ее сознания