Фрагмент для ознакомления
2
Мифы о Геракле в изложении разных авторов: сопоставительный анализ
Геракл - мифический персонаж, богочеловек, сын смертной женщины Алкмены и бога Зевса, олицетворяет собой силу и дух греческого народа. В мифах повествуется о его непростой и необычайной судьбе и о том, какие подвиги предстояло совершить Гераклу, прежде чем обрести бессмертие богов.
Известны несколько редакций изложения мифов о подвигах Геракла, рассмотрим 3 из них: “Легенды и мифы Древней Греции” (часть 1 «Герои. Геракл»), автор Н.А. Кун; “Герои Эллады: Из мифов Древней Греции” В. А. Смирновой, “Мифы Древней Греции (часть 2 «Двенадцать подвигов Геракла”) В.В. и В. В. и Л. В. Успенских. Для начала остановимся на своеобразии сюжета.
Повествование у Н.А. Куна В.В. и Л.В. Успенских начинается с событий, предшествующих рождению Геракла. Так в “Легендах” Н.А. Кун сообщает читателю о том, что в Микенах правил царь Электрион, который обещал руку своей дочери Алкмены тому, кто сумеет отбить его стада у телебоев и отомстит за убиенных сыновей. Так Алкмена стала женой Амфитриона, отчима будущего героя. В.В. и Л.В. Успенские предлагают более романтическую историю знакомства Алкмены и Амфитриона: “...как только Амфитрион увидел её на крыльце у двери, он забыл всё на свете. “Куда я поеду дальше и зачем? — сказал он сам себе.- Вот передо мной стоит моё счастье”. Не прошло и нескольких дней, как Амфитрион отправился к отцу Алкмены и стал просить его выдать дочку за него замуж. Узнав, кто такой этот молодой воин, старик не стал возражать ему”.
В.А. Смирнова начинает повествование с пира богов в честь предстоящего рождения Геракла, когда Зевс даёт клятву Гере перед остальными богами, что первый рождённый человек “получит власть над всей Грецией и другие герои должны будут служить ему!”
Как видим, конфликт, послуживший основанием для дальнейших событий, возникает в самом начале повествования. Тут и мифологический конфликт - между богами и конфликт между богами (высшими силами, неподвластными человеку) и людьми. И нравственный конфликт, возникший на почве ревности Геры из-за увлеченности Зевса земной женщиной, и “Гера, супруга Зевса, обиделась, что такую силу и славу Зевс хочет дать сыну смертной женщины. Мгновенно у неё возник коварный план” (В.В. Смирнова).
По-разному авторы пересказывают эпизод, когда Геракл отправляется к Эврисфею, чтобы совершить уготованные ему 12 подвигов. Так, Н.А. Кун рассказывает о том, что так велел поступить Гераклу бог Аполлон. По версии В.А. Смирновой к Гераклу был отправлен гонец от Эврисфея с повелением явиться для служения царю и свершения подвигов. Получив известие, Геракл испытывал сомнения, отправляться ему на служение или нет, и повстречал двух необычных женщин, побуждающих его к противоположному выбору, и которые исчезают сразу, как выбор сделан в пользу подвигов.
В редакции В.В. и Л.В. Успенских о необходимости явиться к Эврисфею Гераклу сообщил бог Гермес во время одной из экспедиций аргонавтов, с которыми Геракл путешествовал.
У В.А. Смирновой не упоминается о том, что Геракл, будучи юношей, освободил от дани Фивы и за это царь Фив Креонт женил Геракла на своей дочери Мегаре, в браке с которой Геракл жил счастливо, и у них с Мегарой родилось 3 (по Н.А. Куну) или 2 (по В.В. и Л.В. Успенским) сыновей. Но Гера, ненавидевшая Геракла, наслала на него безумство, и в порыве “припадка” Геракл убил своих детей, а так же (по Н.А. Куну) детей своего брата.
Далее следуют описания подвигов Геракла. Всего по договорённости между Зевсом и Герой Гераклу предстояло совершить 12 подвигов. Последовательность описания подвигов у разных авторов в основном совпадает, но некоторые переставлены местами, что означает, что порядок описываемых событий не отображает чёткой хронологии. Какая последовательность наиболее верна, доподлинно неизвестно. Для наглядности представим заголовки к главам в виде таблицы:
Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции (часть 1 «Герои. Геракл». В. А. Смирнова. Герои Эллады: Из мифов Древней Греции. В. В. и Л. В. Успенские. Мифы Древней Греции (часть 2 «Двенадцать подвигов Геракла»).
Немейский лев (первый подвиг) Первый подвиг: Геракл убивает Немейского льва Что случилось с Гераклом в пещере Немейского льва
Лернейская гидра (второй подвиг) Второй подвиг: Геракл уничтожает Лернейскую гидру Битва с Лернейской гидрой
Стимфалийские птицы (третий подвиг) Третий подвиг: Геракл догоняет Керинейскую лань Геракл у кентавров
Керинейская лань (четвёртый подвиг) Четвёртый подвиг: Геракл избавляет землю от Эриманфского вепря Как Геракл ловил Керинейскую лань
Эриманфский кабан и битва с кентаврами (пятый подвиг) Пятый подвиг: Геракл разгоняет Стимфальских птиц Геракл изгоняет Стимфальских птиц
Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг) Шестой подвиг: Геракл очищает Авгиевы конюшни Как Геракл в один день очистил стойла царя Авгия
Критский бык (седьмой подвиг) Седьмой подвиг: Геракл укрощает Критского быка Седьмой и восьмой подвиги Геракла
(*укрощенийе быка и кони Диомеда)
Кони Диомеда (восьмой подвиг) Геракл добывает коней Диомеда)
Пояс Ипполиты (девятый подвиг) Девятый подвиг: Геракл завоёвывает пояс Ипполиты Геракл в царстве амазонок
Коровы Гериона (десятый подвиг) Десятый подвиг: Геракл открывает дорогу к океану и пригоняет стадо Гериона Быки Гериона и хитрый великан Какос
Кербер (одиннадцатый подвиг) Одиннадцатый подвиг: Геракл доходит до края света и достаёт яблоки Гесперид Путешествие Геракла за золотыми яблоками Гесперид
Яблоки Гесперид (двенадцатый подвиг) Двенадцатый подвиг: Геракл спускается в царство мёртвых и побеждает Кербера Двенадцатый подвиг: Пленение трёхглавого Кербера
События после подвигов
Геракл и Эврит
Геракл у Омфалы
Смерть Геракла
Геракл в плену
Геракл освобождает Прометея
Конец Геракла -
Следует отметить, что Н.А. Кун предлагает читателю наиболее краткое описание подвигов, без подробных деталей, просто факты. Наиболее глубоко и драматично описывают события В.В. и Л.В. Успенские, передавая в деталях не только атмосферу, в которую попадает герой, но и сообщают о его переживаниях, страхах, раздумьях. Для этого даже вводятся дополнительные персонажи, диалоги с ними и монологи героя с самим собой, помогающие читателю сильнее прочувствовать, прожить события и чувства, испытываемые героями.
Так, к примеру, мы узнаём, что Геракл мог испытывать и страхи, и сомнения, и обиды. Например, из рассказа о первом подвиге про сражение Геракла с Немейским львом: “«Пещера была сырая, тёмная и такая тесная, что в ней негде было размахнуться дубиной. Геракла охватил страх…» — «Ты говоришь неправду,- сказал тут Моларх, в первый раз прерывая рассказ гостя.- Геракл не знает страха». Но гость улыбнулся. «Ты хорошо сказал, добрый Моларх,- отвечал он,- а всё-таки Геракл испугался»” (В.В. и Л.В. Успенские).
Акцент на этом делается не случайно, авторы сознательно наделяют бесстрашного, смелого, сильного героя качествами, свойственными обычному человеку, чтобы сделать его ближе и понятнее читателю, в то же время “оттеняя” его внутреннюю силу, настойчивость, упорство в достижении целей.
В.А. Смирнова, напротив, изображает героя с непоколебимой смелостью и силой духа: “Геракл не смутился и, подняв лук, быстро пустил стрелу прямо в глаз льву”.
В целом авторы В.А. Смирнова и В.В. и Л.В. Успенские постарались передать не просто историю рождения и становления героя, и его подвигах, но описывают чувства и переживания героев, дают описания внешности и характера. Как правило, внешнее отображает внутреннее состояние персонажей: “царевич Еврисфей, опередивший Геракла рождением. Ни красотой, ни умом, ни силой, ни мужеством он не был одарён. Но по слову Зевса, украденному Герой, он должен был получить власть над всей Грецией, предназначенную Гераклу, и сам Геракл должен был служить ему” (В.А. Смирнова); “— Стыдись! — сказала она презрительно. — Боги дали тебе могучую силу, а ты хочешь бездельничать и пировать, пользуясь трудами других, как беспомощное дитя. Сильный распоряжается жизнью, как хозяин, он сам делает её прекрасной — он борется со злом и очищает землю от чудовищ и врагов. Сила и ум даны человеку для борьбы. Чем сильнее человек, тем труднее его жизнь” (В.А. Смирнова); “Услышав волю богов, Геракл содрогнулся от гнева и обиды. Он знал, что Эврисфей был ничтожный, дрянной человек и все люди смеялись над его удивительной трусостью. Говорили, что Эврисфей боится даже собственной тени. Но, вспомнив, что это боги посылают ему наказание за убитых детей, Геракл смирился. «Ну что ж,- подумал он,- я сам виноват во всём этом. Ведь сам я совершил такое страшное преступление. Хорошо ещё, что мне позволено искупить столь великую вину. Лучше я пообещаю сам себе всю свою жизнь смело бороться за несчастных и обиженных людей, помогать слабым против злых чудовищ и драконов, как это делали великие герои до меня. Вот тогда-то я, наверное, заслужу прощение». Рассудив так, Геракл быстро отправился в путь” (В.В. и Л.В. Успенские).
Авторы Н.А. Кун и В.А. Сминова не заканчивают повествование описанием 12-го подвига, они рассказывают о событиях, которые произошли в жизни героя после того, как закончилась его служба у Эврисфея: “Окончив свою службу у царя Еврисфея, совершив двенадцать подвигов, Геракл вернулся домой. Здесь его ждали новые испытания...” (В.А. Смирнова). Мы узнаём об истории тяжелейшей болезни Геракла и о том, как для исцеления ему пришлось провести три года в рабстве у царицы Омфалы.
Правда, авторы по-разному описывают события, послужившие предпосылкой к тому, что разгневавшийся Зевс наслал на сына своего Геракла