Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня в условиях постмодерна русская театральная школа, основанная на принципах реализма, нравственной природе человека, патриотизме и воспитании зрителя, переживает непростое время. В репертуаре современных театров все меньше становиться русской классической драматургии, так как современные театральные режиссеры в угоду коммерческой составляющей берутся за постановку постдраматических спектаклей, соединяющих в себе перфоменс, цирковые и хореографические элементы, музыку и современные меди с полным отсутствие традиционного театрального действия. В такой ситуации, когда представителей старой школы русского театра в силу объективных причин становится все меньше, высок риск утраты национальных театральных традиций, в основе которых лежит создание достоверного образа роли в условиях конкретных обстоятельств, вырастает значение изучение роли русского театра с его самобытной актерской и режиссерской школой в национальной и мировой культуре.
XIX век стал важнейшей вехой в истории русского театра. Именно в это время были написаны лучшие драматургические произведения отечественных классиков литературы и создана уникальная актерская школа, получившая свое классическое оформление в виде знаменитой системы Станиславского в начале XX века.
Задачей реферативного исследования являются:
• обзор основных этапов развития русского театра в XIX веке;
• выявление роли государственных и частных театров в становлении национальной театральной школы в этот период;
• анализ репертуара и актерских работ, созданных знаменитыми русскими артистами того периода.
Для этого использовались учебные, научные и научно-популярные работы отечественных исследователей русского театра в XIX веке:
• Георгиевой Т.С.;
• Яковкиной Н.Н.;
• Кошмана Ю.;
• Коллаша В.В.;
• Эфроса Н.Е.;
• Федорова Ф.Д.
Для полного раскрытия выбранной темы работа будет разделена на две главы. В первой рассматривается развитие русского театра в первые 50 лет исследуемого периода, во второй описываются с начала 60 по конец 90-х годов рассматриваемого столетия.
Глава I. Первая половина XIX века в театральном искусстве
История русского театра в начале XIX века во многом связана с существованием частных крепостных театров, получивших большую популярность у российской знати в XIIIV веке. Благодаря крепостному провинциальному театру удалось укоренить театральную традицию в русской провинции.
Одновременно с частными театрами в XIX веке стали оформляться и государственные заведения в столицах Российской империи.
1.1 Государственные и частные театры: устройство и управление
В начале XIX века в России было 103 городских крепостных театров. Из них 53 базировались в Москве, 27 в Санкт-Петербурге, остальные 23 в губернских городах Европейской России.
С начала века начинают активно организовываться театры и в российской провинции. Через несколько лет в Московской губернии было в уездных городах 63 труппы, в Санкт-Петербургской 30. В Пензенской, Курской, Орловской, Нижегородской губерниях от 5 до 7, во Владимирской, Воронежской, Смоленской и Полтавской губерниях количество таких заведений варьировалось от 2 до 4, в Вологодской, Волынской, Псковской, Симбирской -- по 1 театру на губернию.
Такие заведения могли существовать только в тех городах, где были зрители: дворяне, чиновники, офицеры, студенты. Именно поэтому театры помещика Есипова в Казани и князя Шаховского в Нижнем Новгороде, который регулярно посещали помещики, посещавшие Макарьевскую ярмарку, работали дольше других крепостных театров. Эти города располагались на перекрестке торговых путей. В них жило большое количество представителей знатных сословий и состоятельных людей. Основным зрителем в таких частных заведениях были дворяне. В театре Шаховского спектакли показывали три раза в неделю. Театральный сезон продолжался с сентября до июня.
Пользовался большой популярностью театральная труппа помещика Каменского в Орле, описанная А. Герценым в повести «Сорока-воровка». В ней блистали знаменитый русский комик Козлов и драматическая актриса Козьмина.
С усилением развития капиталистических отношений к концу первой половины XIX века крепостные театры постепенно уступают место частным и государственным труппам, в которых работают по контракту свободные актеры, а сами театры приносят реальный доход владельцам и государству.
Казенные театры появились в российских столицах еще в XVIII веке. В начале XIX века в Петербурге их было несколько: дворцовая труппа в Эрмитаже, Большой театр и Малый театр. В них кроме русских актеров оперного, балетного и драматического жанра служили и иностранцы.
С 1803 по 1805 годы проводилась реорганизация управления государственными театральными коллективами, связанная с введением монополии казенных театров. В результате таких нововведений полностью запрещалась публичная деятельность частных театральных трупп, а право печатать афиши, гастролировать по стране и проводить театрализованные публичные представления получали казенные театры.
Реформа была вызвана политической необходимостью. С конца 30-х годов театр превращался в общественную трибуну для высказывания вольнодумных идей, поэтому власти предпочли полностью контролировать театральный репертуар.
В результате выросли сборы в императорских театрах, благодаря чему удалось существенно увеличить суммы, отчисляемые казной на содержание казенных театров.
Управляла казенными заведениями дирекция императорских театров. Она контролировала финансы, репертуар, актерский состав труппы и всю жизнь театра. Как правило, чиновники, отвечавшие за театральную деятельность, ничего не понимали в сценическом искусстве, а актеров зачастую считали людьми второго сорта.
Материальное и общественное положение актеров в первой половине XIX века было тяжелым. Формально они были свободными людьми, но будучи государственными служащими, зависели от дирекции, чиновников и полицейских. Поступая на службу в казенный театр, они заключали с дирекцией контракт на три года. Известным актерам предоставлялись бенефисные спектакли, сборы с которых могли пополнить актерский бюджет. Любое несогласие с дирекцией могло привести к расторжению контракта. За неповиновение артисту грозил арест.
Первые десятилетия XIX века отмечены взлетом популярности русского театра. В 40-е годы остаются только казенные и вольнонаемные труппы, а крепостные полностью исчезают.
1.2 Этапы сентиментализма и романтизма в русском театре
К началу 20х годов XIX века традиции классицизма в русском театре пришли в упадок. Законы классической трагедии с единством времени и места действия, с противопоставлением «разума» и «страстей» больше не отвечали общественному запросу. В результате в первом десятилетии XIX века классическую трагедию заменяет сентиментализм, в котором в центре событий находится человек с его внутренним миром.
После Отечественной войны 1812 года в обществе начинают распространяться свободолюбивые идеи, критика существующего общественного строя и крепостничества. В связи с этим к искусству в целом и к театру в частности предъявляются новые требования. Зрителя интересуют не сюжеты из греческой трагедии или комедии, а современные проблемы, чувства обычных людей.
В это время в русской литературе начинается эпоха сентиментализма с легкой руки историка и литератора Н.М. Карамзина. Он провозглашает идею нравственного равенства людей, привлекает внимание писателей и драматургов к народной теме. Эти темы нашли отражение в пьесах известных драматургов того времени Н.И. Ильина и В.М. Федорова.
Прогрессивные тенденции сентиментализма способствовали усилению в искусстве идей народности, социального гуманизма, интереса к внутреннему миру человека. Именно сентиментализм подготовил формирование революционно-романтической эстетики декабристов.
Также сентиментальные пьесы и дирекция казенных театров способствовали распространению идей народной монархии. Действие сентиментальной пьесы развивалось свободно в соответствии с ведущим конфликтом сюжета. Однако при этом сентиментализм, как и классицистическая трагедия, сохранял нравоучение и морализаторство. В конце зло всегда наказывалось, а добродетель торжествовала.
Влияние сентиментализма на актерское мастерство выражалось в усиленной чувствительности при сохранении многих правил сценического мастерства классицизма. Положительного героя от отрицательного зритель мог отличить по внешним признакам: гриму, мимике и интонации.
Со второго десятилетия XIX века в русском театральном искусстве распространяется романтизм. Как и сентиментализм, он раскрывал глубину переживаний героев. При этом предпочтение отдавалось изображению исключительных характеров в исключительных обстоятельствах. Романтические драмы отличали фантастичность сюжета и таинственные обстоятельства действия пьесы. Сама романтическая драма была более динамичной, чем классическая трагедия или сентименталистская драма, в которых сюжет имеет описательный характер и развивается в монологах героев.
В романтической драме сюжет определяли поступки героев, взаимодействующих с общественной средой и с народом. Романтическая драма так же, как и сентиментализм, отражала консервативную и передовую общественную тенденцию общественного развития, получившую толчок в развитии после восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 году.
Ярким проявлением декабристского свободомыслия стала комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Талантливым драматургом декабристского направления был и П. А. Катенин. Он переводил пьесы французских драматургов Расина и Корнеля, занимался теорией драмы, продвигал на русской сцене идеал народности и самобытности сценического искусства, политического свободомыслия в театральном искусстве. Его трагедии «Ариадна» и «Андромаха» были полны вольнолюбивого и гражданского духа.
Яркими представителями консервативной тенденции в развитии русского театра первой половины XIX века стали пьесы Шаховского, Н. Полевого, Кукольника и др., сюжеты которых использовали исторические события из российской истории, в том числе и эпохи Отечественной войны 1812 года. Романтическая драма сохранила ряд внешних признаков классицизма и сентиментализма. В ней присутствовала нравоучительность и морализаторство, свойственные предыдущим драматургическим формам, продолжительные монологи героев, поясняющие их внутренние переживания или отношение к другим действующим лицам.
В 10-20 годы XIX века драматический театр все еще оставался доступным только для привилегированных слоев русского общества, которые находили в нем трибуну для обсуждения актуальных проблем российского общества.
В первой половине XIX века русский театр проходит несколько этапов в своем развитии: классицизм, сентиментализм и романтизм. В течение такого эволюционного развития складывается школа актерского мастерства, построенная на новых принципах отражения действительности, подарившая миру таких мастеров сцены, как М. Щепкин, П. Мочалов и др.
Глава II. Вторая половина XIX века
Во второй половины XIX века театр в России продолжал оставаться в условиях сохранения крепостнического строя и отсутствия политических институтов свободного общества трибуной для вольнодумства.
Представители русской общественности считали, что драматическое искусство поможет объяснить современную действительность, осветив все «проклятые вопросы» русской жизни. Также театр должен был заниматься просветительской функцией среди средних и низших слоев русского народа, популяризируя передовые идеи и представления о более справедливом устройстве общества, обличая дурные нравы, жадность, бессердечность и отсутствие сострадания к ближним.
2.1 Реформа управления казенными театрами, формирование русской актерской школы, зрительская аудитория
Фрагмент для ознакомления
3
1.История русской культуры IX - XIX веков. КУРС ЛЕКЦИЙ. - М., Издание либерально-демократической партии России. 2004 г., 488 с.
2.История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. - МС.«Знание» 1993,321 с.
3.Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учебное пособие. - М., Юрайт, 1998, 576 с.
4.Яковкина Н.Н. История русской культуры: XIX век. СПб., «Лань», 2002. - 576 с. - (Мир культуры, истории и философии).
5.Очерки русской культуры XIX века. Т. 6. Художественная культура. М., Издательство Московского университета, 2002. - 496 с. Ю. Кошман [И.А. Федосов]
6.История русского театра под ред. В.В. Коллаша и Н.Е. Эфроса при ближайшем участии А.А. Бахрушина и Н.А. Попова; К.А. Коровин. Том I. Москва, 1914 - Книгоиздательство «Объединение». - 364 с.
7.Летопись Русского театра. Арапов. СПб., Типография Триблена и Комп. Вас. Остр. 1861, 404 с.
8.Русский театр XIX века. В.Ф. Фёдорова. М., «Знание», 1983 г. 159 с.
9.Иллюстрированная История Русского Театра XIX века. Т. II - выпуски 4, 1903 г., 5,6, 1906 г., СПб.
10.Диана ФимовнаШейнберг. Музыка. Театр - http://do.gendocs.ru/docs/index-35153.html?page=8
Размещено на stud.wiki