Фрагмент для ознакомления
2
I расчетно-аналитический вопрос
1. Как влияет на эластичность спроса временной интервал, необходимый для принятия решения о покупке. Исходные данные для расчетов: Дана таблица индивидуального спроса трех потребителей на рынке:
2. Определите табличным способом функцию рыночного спроса.
3. Представьте графически функции индивидуального и рыночного спроса (схематично, но сохраняя пропорции).
4. Как повлияло бы на конфигурацию линии рыночного спроса появление на рынке полного аналога рассматриваемого товара.
5. Рассчитайте коэффициент эластичности рыночного спроса по цене на участке 6 и 5 ден. ед. за штуку (округлить до сотых). Сделайте вывод.
Решение:
В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
II расчетно-аналитический вопрос
Исходные данные для расчетов: Фирма, производящая продукцию при заданной рынком системе цен по технологии, отображающейся производственной функцией Q = 25L0,5, продает свою продукцию по цене Р = 100. Фирма может использовать любое количество труда по цене w = 1250.
1. Какой тип производственной функции представлен в задании? В чем ее особенность? Представьте график заданной производственной функции, а также графики среднего и предельного продуктов переменного фактора.
2. Выведите функции общих, средних и предельных затрат фирмы, функцию индивидуального предложения фирмы и определите объем предложения при заданной цене блага.
3. Выведите функцию спроса фирмы на труд, если цена блага P = 100 и остается неизменной. Определите объем спроса на труд при заданной цене фактора. Решение сопроводите графиком.
4. Определите аналитически коэффициент эластичности выпуска по труду для заданной производственной функции.
III расчетно-аналитический вопрос.
1. Объясните. что такое «отказы рынка» и с чем они связаны. Объясните, в связи с чем они возникают, перечислите их и приведите примеры.
Когда конкурентное рыночное равновесие может не давать Парето оптимального результата. Два таких самых сложных и интересных случая «отказов» рынка: 1) внешние эффекты (экстерналии); 2) общественные блага. Рассмотрению их посвящены эта и следующая темы курса.
Отличительный признак внешних эффектов (экстерналий) - существование благ (или антиблаг), которые влияют на выбор людей, но не продаются на рынках. Внешний эффект на стороне потребления возникает, если одного потребителя непосредственно затрагивает производство или потребление другого.
Эта потеря части общего излишка говорит о перепроизводстве продукции (стали), то есть о том что данная отрасль получает слишком много ресурсов, которые могли бы найти более ценное применение в других сферах. Возможность повышения общественного благосостояния за счёт уменьшения выпуска свидетельствует о том, что: (1) рыночное равновесие не обеспечило Парето эффективного размещения ресурсов; (2) у государства в подобной ситуации отказа рынка есть возможность произвести улучшение по Парето.
IV расчетно-аналитический вопрос.
1. Раскройте понятие рыночная власть, и поясните графически, как определяется ущерб приносимой монополией?
Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.
Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.
Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.
Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.
В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:
1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.
Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.