Фрагмент для ознакомления
2
в обществе и неотрывно от него, так как является существом социальным. Причины этого состоят в том, что человек от общества зависим сразу с нескольких точек зрения: точки зрения выживания, чувства общности, создания семьи, труда, обучения, и т.д.
Известно, что человек испытывает страдания, находясь в длительной изоляции от общества, и даже может лишиться рассудка в отсутствии общения с другими людьми. Не зря социальная изоляция – один из видов наказания за преступления.
Доказано, что как хроническое одиночество, так и социальная изоляция в целях проведения эксперимента приводят к ухудшению в субъективном восприятии осмысленности жизни, а, следовательно, чувство принадлежности к человеческой общности играет важную роль в формировании ощущения, что жизнь имеет смысл. Разумеется, смысл жизни можно изучать с различных позиций, однако, судя по всему, все эти позиции подразумевают, что решающую роль здесь играют отношения с другими людьми.
Таким образом, тема места человека в обществе, его зависимость от общества, будет актуальной всегда, пока человечество в принципе существует.
Целью исследования являлся анализ влияния общества на личность человека.
Для достижения цели были поставлены задачи:
определить понятие личности;
рассмотреть характер взаимоотношений человека с обществом;
изучить, каким именно образом общество влияет на личность человека, и последствия этого влияния.
Объект исследования: личность человека.
Предмет исследования: влияние общества.
Гипотеза исследования: личность человека меняется под воздействием общества.
1. Понятие личности человека
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности [1].
Другими словами, личность человека – это его «социальное лицо», набор социально значимых качеств, которые его характеризуют как члена общества.
Понятие личности изучается в ряде наук, среди которых философия, психология, педагогика, социология, культурология, и многие другие. Соответственно, и взгляды на это понятие разнятся у множества ученых в зависимости от тех наук, которые они представляют.
Устойчивыми свойствами личности являются: темперамент, характер, способности, мотивация.
Строго говоря, понятие личности рассматривается неотрывно от общества, так как социум, или общество – это совокупность (или группа) людей, их общность по какому-либо признаку. При этом, социум может быть по своей структуре неоднородным, включать людей с различными характерами, политическими и религиозными взглядами, предпочтениями, и т.д., иногда даже открыто конфликтующими друг с другом в результате этих различий. в таком случае говорят о «расколе» общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что личность и общество неразрывно связаны друг с другом, так как общество – это объединение людей, и личность можно назвать единицей человеческого общества, при этом каждая личность индивидуальна, так как содержит набор качеств, свойственных только ей.
2. Проблемы взаимодействия личности и общества
Так как существование человека вне общества – довольно сложная задача, ему приходится предпринимать некоторые усилия, чтобы оставаться внутри социума, и не быть отторгнутым. Качество, которое предполагает адаптацию человека к требованиям общества, называется конформностью, а нежелание мириться с правилами и нормами общества называется нонконформизмом.
Если человек является неконформным членом общества, то чаще всего у него возникает конфликт с социумом, если слишком конформным – человек теряет индивидуальность.
При всем вышеперечисленном, люди различаются по очень большому количеству признаков: биологическим (пол, возраст, раса, физические возможности, и т.д.), социальной иерархии (руководители различного уровня, или люди, имеющие серьезный авторитет в обществе, и обычные люди, чей авторитет не имеет настолько широкого признания); политическим взглядам (от крайне левых социалистических до крайне правых националистических), религиозным предпочтениям (от полного атеизма до ортодоксальных верующих различных конфессий и верований), культурным особенностям (здесь сложно найти противоположные примеры, так как культуры населения Земли очень разнообразны и зачастую несравнимы), и т.д.
У человека, попавшего из одного социума в другой, могут возникнуть проблемы с пониманием и принятием его обществом, и им – общества, так как разница культур часто делает вещи, заурядные для одной социальной группы, совершенно неприемлемыми для другой (так называемое «табу»). Часто это проявляется в гастрономических предпочтениях (например, нельзя есть священных животных, как вариант – это корова в Индии), или во внешнем виде (например, запрет на оголение большей части тела в мусульманской религии), и во многих других вещах. В таком случае, перед человеком встает выбор: принять новые условия, или покинуть это общество. Другие варианты могут быть в некоторых случаях опасны для жизни и здоровья человека, так как данное общество может быть сильно мотивировано на защиту своих убеждений, и зачастую пытается заставить человека соответствовать правилам.
Можно предположить, что в природе такое поведение может быть обусловлено попыткой сохранить безопасность большинства, так как непохожесть на большинство вызывает страх. А так как безопасность – одна из базовых потребностей для любого живого существа, не говоря уж о человеке, эта мотивация может быть значительной.
Также проблемой может стать отношение человека к себе самому, а через призму отношения к себе самому – и отношение к другим. Чувство принадлежности к какой-либо социальной группе способствует пониманию собственной идентичности, пониманию самого себя и своего места в этом мире.
Идентичность — это ощущение принадлежности: кто я такой, на кого я похож, мои люди — это кто? Идентичность может формироваться благодаря каким-то вещам, а может и вопреки им. Это очень сложный процесс, который значительно меняет восприятие мира. В ряде случаев человек принимает идентичность и роль, предлагаемые его культурой, а порой отрицает их и сопротивляется им. Идентичность формируется не только через похожесть, но и через непохожесть и сопротивление. И тогда быть кем-то определенным не так важно, как быть не таким: не больным, не женственным, не жалким, не слабым, не черным. И тогда человек начинает бояться, что его примут за таких, и выражать агрессию, как вербальную, так и физическую, против таких, причем просто в повседневных высказываниях, даже если на него прямо сейчас никто не нападает, чтобы никто его, не дай бог, с ними не перепутал. [2]
Также в обществах, где очень опасно быть не таким, позиция человека, высказывающегося или делающего что-либо против таких, может быть очень выгодной. И тогда люди могут выстраивать политический или социальный авторитет на том, чтобы оскорблять какую-то группу, и даже выдумывают