Фрагмент для ознакомления
2
Т.Кун «Структура научных революций»
Развитие науки и технологий в 20 веке, предшествовавшее развитию методологии и истории науки, поставило насущную проблему анализа природы и структуры тех фундаментальных качественных изменений в научном знании, обычно называемых революциями в науке. Выдающийся американский ученый Томас Кун внес большой вклад в анализ закономерностей развития науки и развитие методологии научного познания.
Томас Сэмюэл Кун родился в Соединенных Штатах Америки в 1922 году. Окончил Гарвардский университет, защитил кандидатскую диссертацию по физике. Он всю жизнь проработал в Гарварде и преподавал в Массачусетском технологическом институте. В последние годы занимался проблемами истории квантовой механики, умер в 1996 году. Основные работы: «Структура научных революций» (1962); «Существенное напряжение. Избранные исследования научных традиций и изменений» (1977).
Он считал, что научные знания развиваются семимильными шагами в ходе научных революций. Каждый критерий имеет смысл только в рамках определенной парадигмы, исторически сложившейся системы взглядов. Научная революция - это смена психологических парадигм научным сообществом.
В своей знаменитой книге «Структура научных революций» Кун выразил весьма оригинальное представление о природе науки, общих закономерностях ее функционирования и развития. «Его цель - обрисовать хотя бы одну совершенно иную концепцию науки, которая вытекает из исторического подхода к изучению самой научной деятельности» [5]. Книга Т. Куна вызвала большой интерес не только у историков науки, но и у философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей со всего мира.
Т. Кун дистанцировался от позитивистских позиций. Он делал упор не на анализе шаблонных структур научного знания, которые были чрезмерно формализованными и бессмысленными, а на раскрытии реального механизма развития, формирования нового научного знания.
В своей книге «Структура научных революций» ученый сначала исследует, что такое «нормальная наука». Термин «нормальная наука», используемый Томасом Куном, означает исследование, прочно закрепленное за одним или несколькими предыдущими научными достижениями, которые в течение некоторого времени признавались определенным научным сообществом в качестве основы для своей практики.
Нормальная наука характеризуется тем фактом, что она существует в рамках определенной парадигмы, определяющей набор потенциально решаемых проблем и практик, которые считаются научными. Основные исследования направлены на развитие возможностей парадигмы.
«Нормальная наука» почти не ориентируется на великие открытия. Она лишь предлагает преемственность традиций того или иного направления, собирает информацию и разъясняет известные факты. Кун представляет «нормальную науку» как «решение головоломок». Есть пример решения, есть правила игры, известно, что проблема разрешима, и у ученого есть возможность проверить свою личную смекалку в данных условиях. Этим объясняется привлекательность нормальной науки для ученого. Пока решение головоломки оказывается успешным, парадигма функционирует как надежный инструмент познания [5].
Т. Кун считает, что развитие науки - это процесс, в котором чередуются два периода - «нормальная наука» и «научные революции». Кроме того, научные революции в истории научного развития встречаются гораздо реже, чем «нормальная наука».
Новым в интерпретации Куна научной революции является концепция парадигмы, которую он определяет как «общепринятые научные достижения, которые в течение определенного периода времени предоставляют научному сообществу модель для формулирования проблем и их решений».