Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дифференциальная психология связана с развитием методов измерения межличностных и индивидуальных различий. Здесь с высокой точностью проверяются наиболее важные аспекты.
«В Российском психологическом обществе (РПО) наблюдается переориентация психологических взглядов как в университетах, так и в практике навстречу использованию валидных и научно обоснованных методов и процедур исследования» [6,с. 22].
Используемый метод психодиагностики должен соответствовать критериям, которые позволяют заявить о качестве теста.
Обязательно должны соблюдаться три критерия: тест должен иметь высокую объективность, надёжность и валидность. Психологический и педагогический тест – это инструмент измерения. Любой инструмент измерения, имеет погрешность. Другими словами, любой психологический тест имеет ошибки измерения, от степени которых зависит качество измерительного инструмента. Цель разработчика тестового испытания – свести к минимуму данную погрешность, повысив тем самым качество теста. Данная цель достигается посредством конструирования качественных тестовых заданий, которые должны соответствовать необходимым критериям валидности.
Объектом данной контрольной работы выступают такие свойства измерительных процедур, как валидность и надежность.
Предмет исследования – это свойств и виды надежности и валидности, а также специфические проблемы, им свойственные.
Цель работы – раскрыть основные аспекты, касающиеся сущности и классификации надежности и валидности, как важнейших характеристик измерительных процедур в социальных науках.
1. Надежность оценочных и измерительных процедур
1.1. Сущность понятия «надежность»
Надежность теста – один из критериев его качества, показывает, насколько точно тест измеряет изучаемое явление, его «помехоустойчивость».
Определение надежности теста как инструмента, устойчивого к помехам:
• Повторное тестирование (с изменением условий – проверка влияния помех)
• Расщепление группы (разделение на эквивалентные подгруппы – проверка влияния помех)
• Расщепление теста (например, на четные и нечетные задания – проверка внутренней согласованности теста) [1,11].
Надежность теста является одним из критериев его качества и показывает, насколько точно данный тест измеряет изучаемое явление, его «помехоустойчивость». Надежность теста, как правило, определяется после окончания анализа задач и составления окончательной формы теста. Для ее определения обычно проводится специальная апробация теста.
Надежность характеризует точность теста как измерительного инструмента, устойчивость его к действию помех (состояние испытуемых, их отношение к процедуре тестирования, случайные ошибки и т.п.). Невозможно создать качественный тест без тщательного изучения этого важного аспекта измерения. Использование ненадежных тестов, большое количество ошибок в таком ответственном деле, каким является тестирование людей, может стать причиной педагогических и административных ошибок, последствия которых трудно исправить.
Надежность теста является характеристикой того, в какой степени полученные в результате тестирования различия между испытуемыми являются отражением отличий в их свойствах, а в какой мере – отражением случайных ошибок.
В психодиагностике термин «надежность» применяется в двух значениях. Тест называется надежным, если он помехоустойчив, т.е. при проведении теста в других условиях он дает сходные результаты. Говоря о других условиях, мы должны помнить о том, что инструкция по проведению тестирования должна достаточно четко задавать условия для его проведения, поэтому они должны находиться в рамках, определяемых инструкцией. Тест называется надежным, если он внутренне согласован (гомогенный, консистентный).
Н. Гронлунд отмечает: «Тесты по оценке результатов должны быть надежными и в связи с этим их обработка должна осуществляться очень тщательно. Если балл, полученный учеником в результате теста, будет соответствовать той оценке, которую он получил бы при повторном прохождении того же теста или идентичного с ним по форме, то данная оценка считается высоконадежной. Все тестовые результаты содержат некоторый процент ошибок (в связи с различием факторов, таких как условия тестирования или студенческие ответы), но процент ошибок может быть уменьшен путем увеличения ко-личества и усовершенствования качества вопросов, задаваемых в тесте. Чем длиннее тест, тем более надежными и адекватными будут результаты» [10, с.60].
Определение надежности теста как инструмента, устойчивого к помехам. На практике используются три основных метода оценки надежности тестов:
• повторное тестирование (ретестирование) – определение помехоустойчивости;
• расщепление группы – определение помехоустойчивости;
• расщепление теста – определение внутренней согласованности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева С. В., Руднев М. Г., Васин Г. М., Тарасова К. В., Панова Д. М. Оценка информационно- коммуникационной компетентности учащихся: подходы, инструмент, валидность и надежность результатов // Вопросы образования. 2017. №4. С. 23-28.
2. Алгина Д., Крокер Л., Введение в классическую и современную теорию тестов – М.: Логос, 2012.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2007. 688 с.
4. Бодалев А.А., Столин А.В. Общая психодиагностика. СПб: Речь, 2000. 440 с.
5. Валидность тестов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ontarget.ru/issledovaniay/validnost-testov
6. Гессманн Х. В., Шеронов Е. А. Валидность психологического теста //Современная зарубежная психология. – 2013. – Т. 2. – №. 4. С. 20-31.
7. Гессманн Х.-В. Конструирование психологических тестов. – Дуйсбург: Издательство Психотерапевтического института Бергерхаузен. 2013.
8. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев: ПАН Лтд, 1994.
9. Кромер В. В. К вопросу валидности и надежности тестов //»Качество образования: достижения, проблемы»: Материалы IV Междунар. научно-методической конфер. Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 2001. С. 157-162.
10. Кромер В.В. О некоторых вопросах тестовых технологий // Тез. докл. Второй Всеросс. конфер. «Развитие системы тестирования в России», г. Москва 23–24 ноября 2000 г. – Ч. 4. – М.: Прометей, 2000. С. 59-61.
11. Майоров Н.А. Основы педагогических измерений – М.: Логос, 2010.
12. Мороз Л. С. Методы определения надежности и валидности тестов для контроля знаний // Труды БГТУ. Серия 3: Физико-математические науки и информатика. 2010. №6. С.44-48.