Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ 5
2. Разграничение полномочия между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти Нижегородской области 10
Заключение 13
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях, в частности, вызванных коронавирусным кризисом, актуализировалось обсуждение вопросов взаимодействия различных уровней государственной власти в России. Разумеется, в силу самого факта сложности и многоаспектности феномена федерализма неизбежно возникновение различных теоретико-правовых коллизий, возникающих в процессе построения федеративных отношений. К тому же, в поле зрения конституционалистов уже давно находятся проблемы экономического и политического неравноправия субъектов федерации; сложность в восприятии многоаспектности особенностей становления и развития российского федерализма, выразившегося в неоднозначном оформлении статусов субъектов федерации как неотъемлемых, но в то же время, самостоятельных частей Российского государства.
Регулятивные полномочия по установленным статьей 71 Конституции Российской Федерации предметам исключительного ведения Российской Федерации могут осуществляться только федеральными органами государственной власти.
Осуществление части исполнительно-распорядительных полномочий по этим предметам конкретным федеральным законом может быть возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением таких сфер как оборона, безопасность, внешняя политика, международные отношения, защита государственной границы и др. - то есть связанных с территориальной целостностью и безопасностью государства). Это может служить одним из способов рационализации государственного управления, оптимизации системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Для передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочий по предметам ведения Российской Федерации может использоваться форма соглашения (часть 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации). Однако, такая форма делегирования полномочий должна использоваться в строго ограниченных федеральным законом рамках, например, когда имеется необходимость передачи в управление отдельных объектов федеральной собственности или совместной реализации конкретного экономического проекта. Федеральным законом должны быть предусмотрены пределы и формы передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления исполнительно-распорядительных полномочий федеральных органов. Обязательными условиями использования соглашений должны быть четкое соблюдение их места в правовой системе как подзаконных актов, федеральное регулирование случаев и процедур заключения соглашений, прав, обязанностей и ответственности сторон таких соглашений.
Казалось бы, разграничение предметов ведения и полномочий достаточно конкретно изложено в Конституции. Однако в практической деятельности границы этих полномочий могут меняться, расширяться и уменьшаться в зависимости от казуса. Существует сложность в определении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, так как в данной области вполне закономерно образуется конфликт их интересов. Как известно, органы власти субъектов России вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в рамках предметов совместного ведения в порядке так называемого «опережающего» правотворчества, в случае, когда соответствующий федеральный закон еще не принят.
1. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
Разграничение полномочий между различными уровнями системы публичной власти в Российской Федерации невозможно без четкого законодательного определения всех элементов этой системы. Система федеральных и региональных органов государственной власти в настоящее время с достаточной степенью определенности законодательно закреплена. В то же время действующее федеральное законодательство не содержит однозначных положений, определяющих систему местного самоуправления. Это является одной из главных причин отсутствия в нарушение Конституции Российской Федерации института местного самоуправления в значительной части городских и в подавляющем большинстве сельских поселений Российской Федерации.
Исходя из принципа взаимосвязи территориальных и функциональных основ местного самоуправления и необходимости одновременного решения двух задач: приближения местного самоуправления к населению и обеспечения эффективности деятельности муниципальных образований в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, - необходимо предусмотреть в федеральном законодательстве три типа муниципальных образований с закреплением за каждым из них соответствующих их назначению полномочий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. № 11. Ст. 1416.
2. Устав Нижегородской области от 30.12.2005 № 219-З (принят постановлением ЗС НО от 22.12.2005 № 1809-III) // Правовая среда. N 3(676). 18.01.2006 (приложение к газете «Нижегородские новости», № 7(3419), 18.01.2006).
3. Домарецкая А.С. Актуальные направления реформирования механизма разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6. С. 130-133.
4. Ирхин И.В. О некоторых инструментах оптимизации механизма реализации субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения с Российской Федерацией // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 32-43.
5. Морозов С.А. О проблеме разграничения контрольно-надзорных полномочий между федеральными органами исполнительной власти // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения – 2020. Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 78-82.
6. Ткаченко А.С., Иванов С.В., Деркач К.Е. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти // Colloquium-journal. 2020. № 1-6 (53). С. 10-11.
7. Шипицын Р.О. Проблема эффективного разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления // Студенческий вестник. 2021. № 12-2 (157). С. 74-76.