Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос смысла истории – вечный философский вопрос, который актуален и сейчас. В каждом изучении данного вопроса о смысле истории разные авторы говорят о разных аспектах. Концепция «осевого времени» принадлежит к этому кругу теорий. Данная концепция придает духовный смысл всей истории. Неоценимый вклад в формирование теории «осевого времени» внесли экзистенциальная философия К. Ясперса.
1 Сущность экзистенциализма. Экзистенциализм К. Ясперса
Идея экзистенциализма заключается в том, что человек уникален, и его положение в мире важно и самоценно даже при столкновении с очевидностью смертельного исхода. Абсурд не требует смерти; ценность жизни придает осознание абсурда вместе с мятежом, который заключается в демонстративном героизме, противостоящем несправедливости. Нет ничего, что помогло бы избавиться от абсурда. Лишь смерть может положить этому конец. Но она в свою очередь еще более бессмысленна.
Экзистенциальная философия многогранна, в ней нет одной идеи и общих ценностей. В ней нет определенности, набора приемов и единой традиции. Она выражает дух того времени, показывает сущность жизни Европы после первой мировой войны. Достаточно обратить внимание насколько разными были философы экзистенциализма того времени, как сразу открывается разнообразие и беспринципность философии существования. Например, один из ведущих экзистенциалистов - Мартин Хайдеггер сотрудничал с фашистским режимом, а Карл Ясперс был его противником, так же, как и Сартр был близок к коммунистическому движению, а другой французский мыслитель, Альберт Камю [2], был противником коммунистической идеологии. Марсель был глубоко верующим, а Сартр и Хайдеггер были принципиальными атеистами. Но даже при таких различиях в социальных идеалах, все-таки общую особенность и идею проследить можно. Многообразие взглядов и различие мировоззрений только преображает философию.
Экзистенциализм берет свое начало из конкретного и специфичного понимания уникальности бытия отдельного человека, который существует в определенный момент времени и пространства.
Согласно экзистенциализму, каждый человек живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая существование. То есть человека вне мира нет. Мир не имеет значения без самого человека. Отвергая понимание, что человек – это продукт наследственных обстоятельств или влияния среды, экзистенциалисты говорят о том, что в конце концов каждый человек ответствен за то, кем он становится. Значит, каждому человеку бросается вызов – наполнение своей жизни в абсурдном мире. Тогда жизнь представляет собой то, что человек сам создает.
Естественно, уникальный опыт человеческой свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. В какой-то степени свобода и ответственность могут быть тяжелой и пугающей обязанностью. Как полагают экзистенциалисты, люди понимают, что они в ответе за свою судьбу, а поэтому они испытывают отчаяние, одиночество и тревогу [3, с. 188].
Только сам человек, находящийся в жизненных обстоятельствах, является ответственным за свой выбор, который он совершает. Это не говорит о том, что, если человеку дана свобода выбора, он будет действовать в своих интересах. Свобода выбора не дает гарантии, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, человек не страдал бы от отчаяния, тревоги, скуки, вины и множества других чувств, которые он сам себе навязывает. Экзистенциалисты говорят о том, что вопрос здесь заключается в том – может или нет человек жить настоящей жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Поскольку экзистенциализм полагает, что каждый человек ответственен за свои действия – она обращается к гуманистической психологии.
Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХIХ века Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Одним из первых термин «экзистенциальная философия» вводит Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация времени», понятие «экзистенциализм» использует в название своей работы «Экзистенциализм - это гуманизм» Жан-Поль Сартр, в которой делит экзистенциализм на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер, Симона де Бовуар).
Карл Ясперс жил примерно в одно время с Мартином Хайдеггером.
Все творчество Ясперса может быть сформулировано в виде нескольких терминов, в виде нескольких слов – это человек, история, духовность. Вот три кита, на которых держится творчество, философские размышления Карла Ясперса.
Ясперс скажет (вслед за Хайдеггером), что люди – это единственные существа, которые осознают конечность своего пребывания здесь. И абсолютно все обречено на гибель, то есть никто не может и ничто не может избежать процесса разрушения, распада. Но только человек знает об этом, только он знает свою смертность, он осознает свою конечность, и он вырос таким.
2 Историческая реальность в понимании К. Ясперса. Доосевые культуры
Специфика исторической реальности, как полагает К. Ясперс, состоит в том, что в каждом событии присутствуют психический и физический компонент. Из такой интеграции формируется смысл времени и истории.
Доисторическое становление человека представляло собой формирование человека как вида с его склонностями и чертами, с его бессознательным. Это формирование – основа бытия общества.
Становление человека берет свое начало с использования огня, орудий, появления речи. Формируются табу, группы и сообщества.
Согласно теории осевого времени Ясперса, доосевые культуры – это культуры Междуречья (Шумер, Аккад, Вавилон) и древнего Египта в период с 3 тыс. до н. э. до 800-200 гг. до н. э, не перешедшие на новую ступень развития в «осевое время» и обречённые на умирание.
Основой этих культур являются речевые цивилизации. Во времена великих исторических культур появляется письменность, создаются государство, этносы с общим языком, культурой и мифами. После формируются мировые империи ассирийцев, египтян, индийцев и китайцев.
Для культур Междуречья и древнего Египта специфично мифологическое сознание.
3 Осевое время и научно-техническая эпоха
К. Ясперс говорит так: «В эту эпоху сложились все те основополагающие категории, с помощью которых мы сегодня мыслим; были заложены основные принципы мировых религий, исходя из которых, люди живут до сегодняшнего дня. В этом смысле был сделан переход в универсальное. «Осевое время» знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Оно растворяет их, вбирает их в себя, предоставляет им гибнуть - независимо от того, является ли носителем нового народ древней культуры или другие народы. Все то, что существовало до «осевого времени», пусть оно даже было величественным, подобно вавилонской, египетской, индийской или китайской культуре, воспринимается как нечто дремлющее, непробудившееся» [6, с. 88]
Осевое время - время примерно между 800 и 200 годами до н.э. (8 - 3 вв. до н.э.).
Характеристиками «осевого времени» являются:
1) Появление сознания;
2) Появление рефлексии»
3) Возможность ставить вопросы о бытии как целостности;
4) Способность ставить вопросы человеческого существования, судьбы, спасения.
5) Преодоление мифологизма.
6) Формирование образа «единого Бога». Одухотворение бытия.
«Осевая эпоха» - это «священная история».
В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.
В «осевое время» общество задается вопросом: нужна ли общая вера, объединяющая человечество. Такую веру не могли предложить мировые религии. По Ясперсу, общей верой является только философская вера. Она древнее всех мировых религий.
Осевая эпоха представляет собой период становления мировых религий, что пришли на смену языческим представлениям и мифологии.
Согласно К. Ясперсу, подлинная связь между народами - духовная, а не родовая, не природная [6, с. 91].
Для К. Ясперса концепция осевого времени представляет собой положение веры и допущение разума.
Условием общечеловеческой коммуникации К. Ясперс считает общий духовный исток всего человечества - осевую эпоху как корень и почву общеисторического бытия.
«Осевое время» заложило основу наций, как социальных групп, объединенных не кровным родством, а социо-культурной «почвой» - общей социальной средой, одним государством и вытекающими из этого общенациональными интересами. Так возник современный мир, как сообщество взаимодействующих и взаимно стимулирующих развитие друг друга, но при этом автономных и обладающих субъектностью государственных организмов. Характерно, что религиозно-философские учения, возникшие в «осевое время», включали в себя развернутые нормативные модели идеального государства с их идеологическим обоснованием.
Заключение
Идеи К. Ясперса и других экзистенциалистов до сих пор злободневны. Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человечества, и его выживание.
Человечество впервые в истории не абстрактно, а вполне реально, оказалось перед угрозой смерти. Как в жизни индивидов, так и в жизни человеческого рода сегодня требуются высокий жизненный порыв, критическая рефлексия, усилия разума, борьба с иррациональными устремлениями, активность и инициатива всех и каждого из нас.
.