Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культура представляет собой совокупную сложную структуру, состоящую из нескольких уровней развития. В культуре мы обязательно видим ценности. В культуре всегда присутствует опыт деятельности человека, включающий в себя опыт прошлых поколений.
Социум и культура всегда взаимосвязаны, одно понятие дополняет другое. Сегодня термин «культура» обозначает разные явления и процесса. Например, культурой может называться результаты деятельности человека в различных сферах. Или культурой может называться метод организации социальных отношений. Это может быть и степень развития личности, ее изучение разных областей знания.
Культура может рассматриваться с материальной и духовной точки зрения. Она всегда включает в себя опыт и достижения коллективного труда и индивидуального сознания. Формами реализации культуры являются миф, религия, искусство, философия и наука.
Целью данной работы является рассмотрение культуры в теории психоанализа З. Фрейда.
Задачи:
1) Рассмотрение сущности психоанализа.
2) Описание психоаналитической концепции культуры.
3) Характеристика представления роли культуры в обществе (анализ произведений «Будущее одной иллюзии», «Я и Оно» З. Фрейда).
4) Изучение роли личности в культуре, с точки зрения психоанализа.
В наше время термин «психоанализ» известен всем, как и имя его создателя-Зигмунда Фрейда. Он принадлежит к той немногочисленной когорте мыслителей, которым суждено было коренным образом изменить представления человека о самом себе [13, с. 51].
Фрейд однажды высказал мнение, что за всю свою историю человечество испытало три значительных удара по своему коллективному Эго. Первый такой удар был нанесен польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543), который доказал, что Земля не является центром Вселенной: она всего лишь одна из множества планет, вращающихся вокруг Солнца. Вторым откровением стало в XIX веке учение Чарльза Дарвина, показавшего, что человек не является уникальным, отличным от всего живого видом и потому не может претендовать на какое-то особое место в мире. Он не более чем один из высокоорганизованных видов животных, которые, в свою очередь, возникли в ходе эволюции из более низких форм жизни. Третий удар нанес сам Зигмунд Фрейд, провозгласив, что человек не в состоянии полностью контролировать собственную жизнь при помощи разума [12, с. 59].
Фигура З. Фрейда выражает с собой два века с их разными устремленностями и философскими пристрастиями: XIX век с его культом научного знания и объективизма, верой в разум и прогресс и, одновременно, XX век – с его стремлением к подлинности человеческой субъективности, критическим настроем к традиции [2, с. 76]. Фрейд является мыслителем, чьи идеи глубоко вошли в современное общественное сознание на Западе и были довольно-таки основательно усвоены. Тем не менее, не прекращается дискуссия о том, является ли психоанализ философией, либо есть ли в нем содержание, которое можно отнести к философскому.
1 Психоанализ З. Фрейда. Культура и психоанализ
Сформировавшись в начале прошлого столетия как одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала при помощи З. Фрейда, а после при помощи его последователей, стал постепенно трансформироваться в концепцию, которая претендует на оригинальное решение практически любой проблемы.
Одновременно с этим, психоанализ стал элементом повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и в США.
Психоанализ представляет собой не только вид психотерапевтической и клинической практики. Это и философская концепция о человеке, и социальная философия. Это и часть западной культуры. Психоанализ был актуален для своего времени, когда практически полностью разделились публичная и частная жизнь в буржуазном социуме. Это приводило к так называемому «кризису идентичности», когда немногие люди могли найти свое «подлинное я» в жизни, политике, бизнесе, культуре. Большая часть людей в обстоятельствах разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления оставалась в поисках своего «подлинного я» в частной жизни [6, с. 326]. Теория психоанализа стала развиваться по такому направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных процессов психики – к «метапсихологии», то есть общности теоретических основ о психике человека. После данная теория явилась основой для реализации теории психоанализа в разных событиях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии. В ранних работах З. Фрейда есть базовые идеи философии, реализуется выход за границы психотерапевтических проблем и клинической психологии, а поздние произведения З. Фрейда по-прежнему основываются на опыте коммуникации с пациентами и направлены на глубокую проработку и понимание этого опыта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бион, У.Р. Элементы психоанализа / У.Р. Бион. - М.: Когито-Центр, 2009. - 127 c.
2) Виленский, О.Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ / О.Г. Виленский. - М.: Вузовская книга, 2009. – 152 с.
3) Залевский Г.В. Фрейд – основатель психоанализа (к 150-летию со дня рождения) / Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. – 2006. – №24. – С. 103-108.
4) Змановская, Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика. / Е.В. Змановская. - СПб.: Питер, 2011. - 288
5) Куттер, П. Психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов / П. Куттер, Т. Мюллер; Пер. с нем. В.Н. Николаев, С.И. Дубинская. - М.: Когито-Центр, 2011. - 384 c.
6) Лапланш Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. – 751 с
7) Лейбин В. М. Психоанализ. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
8) Рашковский Е.Б. Зигмунд Фрейд и современные горизонты наук о человеке и обществе (к 160-летию классика психоанализа) / Е.Б. Рашковский // Пути к миру безопасности. – 2016. – №2 (51). – С. 184-186.
9) Рехардт, Э. Ключевые проблемы психоанализа: Избранные труды. / Э. Рехардт. - М.: Когито-Центр, 2009. - 331 c
10) Фокина Н. И. Современная западная философия. – М., 2009.
11) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991.
12) Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. Издание 2-е. М.: Наука, 1991. 456 с.
13) Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 1989. С. 426.