Фрагмент для ознакомления
2
1. Общая психология.
Раздел психологии, изучающий общие психологические закономерности, принципы и методы, ее основные термины и структуру. Психология как наука является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений, их точного предметного определения, регистрации, анализа обеспечения преемственности своих результатов.
Цели общей психологии:
1. Изучение психики, основных ее закономерностей.
2. Применение знаний об общей психологии на практике для улучшения взаимодействия людей.
Задачи общей психологии:
1. Описание и разъяснение психических явлений, установление причинно-следственных связей между явлениями, закономерностей его развития.
2. Прогнозирование развития того или иного явления, его последствий.
Общая психология делится на теоретическую и практическую, оба направления имеют свои цели и задачи.
Цель теоретической психологии – это изучение теоретических основ психологических явлений, установление связей между ними, анализ развития и последствий явления.
Цель практической психологии – использование теоретической базы для работы с человеком, с его поведением, психическим состоянием.
Объектом исследования общей психологии является человек с нормальным уровнем психического развития.
Предметом исследования общей психологии является сущность и закономерность развития психики и ее явлений.
Основные принципы общей психологии:
1. Принцип детерминизма – изучение явлений с точки зрения причинно-следственных связей с другими явлениями. Различают причинный, статистический, обратный, целевой и системный детерминизм.
2. Принцип системности – анализ явлений в их взаимосвязи с общей системой. Основная суть принципа – это переход от общего к частному, возникновение отдельных психических элементов из целого, наличие у системы своих отдельных свойств, не присущих элементам этой системы.
3. Принцип развития заключен в закономерности изменений психических процессов.
4. Принцип единства сознания и деятельности состоит в том, что сознание и деятельность – это одно целое. Именно сознание создает динамические формы деятельности.
Важным условием является отличие общей психологии от житейской, так как житейская психология основана на наблюдениях и жизненном опыте, а общая психология – на научных исследованиях. Научная психология строится на гипотезах, аксиомах и других научных фактах. Житейская психология систематизируется в народном фольклоре, житейской мудрости, культуре.
Целевая группа – это люди с нормальным психическим развитием разного возраста, статуса.
Итак, общая психология является основным разделом науки психологии, так как изучает основные ее закономерности. Для более углубленного изучения данной науки следует обратить внимание на остальные отрасли психологии, в частности на возрастную и социальную.
2. Социальная психология
Данный раздел психологи изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей), психологическую совместимость людей.
Цели социальной психологии – изучение психологических закономерностей социальных групп людей.
Задачи отрасли:
1. Установление и изучение причинно-следственных связей социальной психологии с другими отраслями психологии.
2. Анализ социально-психологических проблем в зависимости от ситуации в стране.
3. Изучение новых социально-психологических процессов.
4. Мониторинг изменений в общественном сознании, настроении или мнении.
5. Изучение роли данной психологической отрасли в условиях эволюции общества.
6. Установление и обеспечение связи отечественной социальной психологии с зарубежной социальной психологией.
Социальная психология разделяется на теоретическую и практическую.
Теоретическая социальная психология изучает психические явления обширных социальных групп – национальностей, демографических и социальных слоев общества. В центре теоретической социальной психологии стоит личность и ее социальное положение в обществе, ее межличностные отношения, специфика общения и характера человека.
Практическая социальная психология направлена на изучение методов диагностики психосоциальных явлений в обществе, приемов консультирования и использования психосоциальных технологий для изучения и коррекции явлений социальных групп.
Социальная психология затрагивает одну из самых противоречивых и динамичных сторон психики человека, тем важнее становится развитие этой отрасли. Данный раздел психологии выполняет ряд важнейших функций:
интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;
социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;
социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;
социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;
психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;
социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.
Исходя из важности данного раздела и постоянных изменений в сознании общества, следует вывод о необходимости дальнейших социологических исследований. Более того, следует укреплять взаимосвязь социальной психологии с другими отраслями психологической науки.
3. Детская психология.
Изучает особенности формирование и этапы развития психической деятельности в процессе взросления ребенка.
Цель детской психологии – мониторинг и обеспечение необходимых и оптимальных условий для психического и психологического здоровья ребенка, создание благоприятной психологической среды для развития индивидуальных способностей личности.
Для достижения данных целей перед отраслью стоят следующие задачи: