Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования состоит в значении почтовой службы как средства связи, в связи с чем важно отслеживание её возникновения и развития в историческом контексте.
Почтовое дело стало зарождаться на Руси еще в X столетии. Правда, тогда послания и депеши отправляли преимущественно князья. Простые же люди должны были беспрекословно предоставлять княжеским гонцам коней и корм: такая повинность называлась «повозом». Позже, в XIII веке, появились первые почтовые станции - ямы - и повозная повинность трансформировалась в ямскую. Между станциями также ходили лошади, которых предоставляло местное население. Гонцов на лошади возили сами крестьяне. Расстояние между ямами составляло до 100 километров. Таким образом, крестьянин мог «выбыть» из домашних дел на несколько дней. Получать вознаграждение за свой труд ямщики стали только в середине XVI в.
Отличие почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к её отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии.
Почта оказалась очень выгодным предприятием и была введена в России с участием иностранных купцов (наиболее известны имена ван Сведена и Л. Марселиса).
В 1693 году появилась почтовая ветка на Архангельск, а в 1698-1689 годах была налажена почтовая связь между Москвой и сибирскими городами. Но в качестве государственной системы почта в России появляется только в имперский период.
Именно характеристика почты как вида государственной службы в имперский период является целью работы.
1. Характеристика почтовой связи в XVII веке
2. Анализ реорганизации почтового ведомства в первой половине XIX в.
3. Оценка значения реформы Александра II в связи появлением новых видов почты в России во второй половине XIX в.
Почти полную характеристику почтового дела в России дал А.Н. Вигилев «История отечественной почты». Отдельные периоды развития почтового дела освещены в работах «Очерки истории развития связи в России» (А. А. Гоголь, И. Ю. Никодимов) и «Организация почтовой связи» (авторский коллектив - Шелихов В. В, Шнырева Н. Н., Гавердовская Г. П.). По отдельным регионам тема дана в работах: «Московский почтамт: 300 лет на службе России» (Е.Берг) «Земская почта Вятской губернии, вторая половина XIX – начало XX в.» (В. П. Гродецкий), «Из истории Санкт-Петербургской почты. 1703-1914» (Сост. М.А. Добин и Л.Г. Ратнер).
1.Почтовая связь при Петре I и Екатерине II.
В эпоху Петра I происходило активное развитие почтовой связи. В 1693 г. появилась почтовая ветка на Архангельск, а в 1698-1689 гг. была налажена почтовая связь между Москвой и сибирскими городами. С 1716 г. стала работать почтовая линия Москва - Санкт-Петербург. При Петре I были учреждены первые почтамты в Москве, Риге, Петербурге, во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712-1716 гг. была создана военно-полевая почта.
В 1714 г. по указу Петра I в Санкт-Петербурге был построен Почтовый двор, в котором почту, полученную со всех концов России, разбирали, сортировали и отправляли адресатам не только по России, но и за границу. Почтовые услуги стоили недешево, и воспользоваться ими могли только состоятельные и обеспеченные люди. В 1783-1785 гг. в России был установлен единый тариф за пересылку простых писем весом в 1 лот (12,8 г. - вес двойного листа почтовой бумаги). За расстояние, не превышавшее 100 верст, нужно было заплатить 2 копейки, от 100 до 200 верст - 3 копейки, за каждые последующие 100 верст по 2 копейки.
В это же время рождается должность станционного смотрителя (тогда «комиссара», должность соответствовала чину коллежского регистратора). Он «должествовал почтовый двор и лошадей надзирать и на тех лошадей фураж выдавать и принимать и проезжающим курьерам до постав лошади отправлять и надлежащее при этом старание иметь». Жизнь «сущего мученика 14-го класса» описана в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
В 1723 г. была открыта прямая линия Петербург - Москва. При этом письма с Архангельской линии шли в новую столицу традиционно через Москву. Отправка письма из Ярославля в новую столицу стоила 13 копеек с золотника (около 4 гр.) веса.
В 1728 году ямщикам архангельской линии разрешили торговать съестными припасами и крепкими горячительными напитками.
Анна Иоанновна вспомнила о мысли Петра наладить почтовую связь с сибирской губернией. Но оказалось, что в столице не знали, сохранилось ли обустройство тракта, ведущего к Тобольску, имеются ли там почтовые служители. Поэтому наряду с главной задачей Витус Беринг получает от правительства поручение выяснить, существует ли ещё в Тобольске заведённая при Петре почта или нет. Если существует, то каково её состояние и нельзя ли её восстановить. Достижением правления Анны Иоанновны было установление почтовой связи от Москвы до Тобольска. Наладили доставку из Сибири мехов, использующихся и в торговле с европейскими государствами, и в дипломатических контактах.
Елизавета Петровна внесла свой «вклад» в развитие почтовых связей. Она потребовала учредить «фруктовые» почтовые линии, связывающие Москву и Петербург с южными местностями для доставки ко двору фруктов; одна из них направлялась к Царицыну, а другая - в Малороссию. Увеличили на них число станций, выделили почтарей, специально занимающихся перевозкой фруктов.
При Екатерине II в начале 1770х годов стал внедряться «Проект о заведении почтовых станов и о должности содержателей». Проект требовал, чтобы содержатели чинили построенные казной дома, конюшни и содержали всё в исправном состоянии. При каждой станции содержать по 10 почтальонов, по 25 лошадей, по крепко сделанной фуре, по 10 роспусков с окованными колесами с кибитками, по 10 саней с кибитками, почтовую ливрею на 10 человек. Содержателем стана мог быть человек любого звания. Почтовая станция сдавалась сроком на 15 лет и каждые очередные 15 лет устраивались торги. Преимущество при этом имели бывшие содержатели, если они содержали станцию ранее в порядке. Содержатели имели преимущественное право торговли съестными припасами и всем, что продавались в городских трактирах. Все проезжающие регистрировались в книги учёта. Для почты отмечалось время её прибытия и время отправления. Для почтальонов вводилась форма контрастных цветов - красный суконный кафтан с белым поясом .
С 1773 года на линии Петербург-Псков-Могилев стали развозить газеты как российские, так и зарубежные. В последней трети XVIII века немецкие газеты через Ревель (ныне Таллин) и Ригу регулярно доставлялись в российские города, и даже отдаленные регионы вплоть до Северного Кавказа и прикаспийского пограничья .
Однако, попытки внедрить почтовые дилижансы (фуры) для перевозки людей в XVIII веке закончились неудачно, т.к. желающих ездить на них в это время не нашлось. В ходе развития почтовой службы, 21 января (ст. с.) 1782 года в Москве перестала существовать ямская почта (на основе ямской гоньбы).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бакаютова, Л. Н. Музеефикация квартала «Почтовый городок» / Л. Н. Бакаютова / Почтовая связь. Техника и технология. – 2010, № 12. – С. 21–23.
2. Берг, Е. Московский почтамт: 300 лет на службе России / Е. Берг // Почта России. – 2011. – № 10. – С. 22–26.
3. Вигилев, А. Н. История отечественной почты / А. Н. Вигилев. – М. : Радио и связь, 1990. – 312 с.
4. Гоголь, А. А. Очерки истории развития связи в России / А. А. Гоголь, И. Ю. Никодимов. – СПб., 1999. – С. 3–12.
5. Гродецкий, В. П. Земская почта Вятской губернии, вторая половина XIX – начало XX в. Книга 1 / В. П. Гродецкий. – Ижевск, ИРТ, 2008. – 176 с.
6. Из истории Санкт-Петербургской почты. 1703-1914 / Сост. М.А. Добин и Л.Г. Ратнер. - СПб.: Стандартк-Коллекция, 2004. - 352 с.
7. Тюков В.М. Российские марки и знаки почтовой оплаты. Большая энциклопедия / В.М. Тюков. - М.: Эксмо; Наше слово, 2011. - 240 с.
8. Шелихов В. В, Шнырева Н. Н., Гавердовская Г. П. Организация почтовой связи: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 192 с.