Фрагмент для ознакомления
1
Вариант I
Развитие федерального и природоохранного законодательства в России
Экологическая экспертиза, ее виды и принципы
Схема «Структура государственного управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием»
Вариант II
Лицензирование природопользования (виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности) по использованию природных ресурсов
Структура государственного управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием Российской Федерации
Необходимость вмешательства государства при рыночном регулировании природопользования
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Развитие федерального и природоохранного законодательства в России
Экологическое законодательство в Российской Федерации включает в себя природоресурсное и природоохранное законодательство, задачами которого является сохранение благоприятной окружающей среды, регулирование правоотношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
В настоящее время природоохранное и природоресурсное законодательство Российской Федерации функционирует на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Федеральное законодательство разграничивает компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирует вопросы, которые должны одинаково решаться всеми субъектами Российской Федерации, являясь нормативно-правовой базой прямого действия. Федеральное законодательство вводит общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в этой сфере [8].
Историю развития и становления нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России принято рассматривать в разрезе трех исторических периодов: дореволюционного (с 11 века до 1917 года), советского (до 1991 года), современного российского (с 1991 года по настоящее время).
На начальном этапе развитие экологического права происходило через защиту прав собственности, военных, налоговых и экономических интересов государства. Так, в «Русской правде» (1016 год) предусматривалась охрана общинной или частной собственности. За кражу дров, бобра и пр. предусматривался штраф.
По мере развития феодальных отношений в Русском государстве охота, рыболовство, лесопользование также становились объектами охраны. При этом, несмотря на развитие индустрии (гончарное дело, обработка металлов) и усиление антропогенного воздействия на природы, ответственность за ее загрязнение не была предусмотрена действовавшим законодательством. Оно было ориентировано на охрану промыслов (запрещалась охота на лису, лося, медведя в княжеских и монастырских владениях). В соответствии с Соборным уложением (1649 год) ловля рыбы в чужом пруду или садке или добыча бобров и выдры рассматривалась как кража имущества.
В русском законодательстве 17-18 веков обозначилась тенденция на ограничение частнособственнических интересов в отношении природных ресурсов в пользу государства. Природные объекты рассматриваются как стратегические объекты государства.
При правлении Петра I началось организованное лесоразведение, было запрещено уничтожение лесов вдоль рек (Указ об охране лесов, 1701 год), особо ценные леса и деревья приобретали статус заповедных (Закон о заповедных лесах, 1703 год), организованна государственная служба и система контроля за использованием лесных ресурсов. При рубке леса стали приниматься меры по сохранению почвенного покрова. В 1718-1721 гг. были изданы указы, обязывающие население Петербурга укреплять берега рек и каналов сваями в целях предупреждения размывания почв, а также указы, направленные на борьбу с загрязнением и засорением городских водоемов. Были установлены штрафы за уничтожение и отстрел некоторых видов животных, запрещено использование самоловов-переметов и др.
Экологические интересы в качестве объекта уголовно-правовой охраны сложились в России к 19 веку. В 1844 году был опубликован « Проект общих правил рыболовства и рыбоводства». Уголовное уложение 1903 года устанавливало специальные санкции за убой зубра или самки лося, оленя, дикой козы и т.д. В начале 20 века в России обсуждался вопрос о создании специального органа по контролю за соблюдением природоохранных правил.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (редакция от 30.12.2020) «Об экологической экспертизе» // СПС КонсультантПлюс.
3. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 (редакция от 08.12.2020) «О недрах» // СПС КонсультантПлюс.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 № 1796 «Об утверждении положения о проведении государственной экологической экспертизы» // СПС КонсультантПлюс
5. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.09.2013 № 404 «Об утверждении порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы» // СПС КонсультантПлюс.
6. Будникова Ю.Е. Организация и осуществление государственного регулирования предпринимательства в сфере природопользования / Ю.Е. Будникова// Труды Института государства и права РАН. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-osuschestvlenie-gosudarstvennogo-regulirovaniya-predprinimatelstva-v-sfere-prirodopolzovaniya (дата обращения: 29.05.2021).
7. Залов А.А. Общественная экологическая экспертиза. Проблемы практики и пути совершенствования / А.А. Залов // Закон и право. – 2021. – № 05/2021. – С. 94-96.
8. Жукова Н.В. О модели природоохранного и природоресурсного законодательства в современной России / Н.В. Жукова // Общество и право. 2018. №3 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-modeli-prirodoohrannogo-i-prirodoresursnogo-zakonodatelstva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 30.05.2021).
9. Саркисов, О.Р. Экологическое право: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф.образования / О.Р.Саркисов, Е.Л. Любарский. -5-е изд. переработанное и доп – Казань: Центр инновационных технологий, 2014 – 335 с.
10. Садреев А.Л. Правовое обеспечение лицензирования недропользования / А.Л. Садреев, Г.Г. Павлова // Общество, экономика, управление. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-litsenzirovaniya-nedropolzovaniya-1 (дата обращения: 30.05.2021).
11. Черкашина Е.Г. О разных подходах к пониманию государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды / Е.Г. Черкашина // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-raznyh-podhodah-k-ponimaniyu-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere prirodopolzovaniya-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy (дата обращения: 28.05.2021).
12. Экологическое право : учебник / под ред. С. А. Боголюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт,2011 - 482 с.
13. Экологическая экспертиза: учеб. пособие / [Ю.Ю. Никифоренко и др.]; под ред. И.С. Белюченко. – Краснодар: КубГАУ, 2018. – 87 с.
14. https://bstudy.net/676850/ekonomika/neobhodimost_tipy_gosudarstvennogo_regulirovaniya_prirodopolzovaniya