Фрагмент для ознакомления
2
Этапы выполнения задания
1. Разработка программы беседы, определение ее общей стратегии и возможной тактики.
2. Самостоятельное проведение беседы, в ходе которой ведется подробный протокол, отражающий заданные исследователем вопросы, данные испытуемым ответы (дополнительно: фиксация невер-бальной активности испытуемого в ходе беседы).
5. Описание содержания беседы: описание поведения испытуемого в ходе беседы, характера актив-ности испытуемого; перечисление основных тем, поднятых в ходе беседы.
6. Содержательная интерпретация полученных результатов, определение того, каким образом ис-пытуемый понимает эмоции других людей.
Введение
В данной работе изучим страх как эмоцию. страх является доминантной эмоцией человека. Все века это чувство сопровождало человечество, начиная с добычи еды и заканчивая самообороной. Никто не может недооценивать чувство страха и в современном мире. Хотя инновационные техно-логии совершенствуются с каждым годом, простые психологические и физиологические факторы все так же являются доминирующими в человеческом поведении. Исходя из этого, хочется отметить актуальность данной работы, которая заключается в рассмотрении проявления чувства страха в язы-ке профессионалов, таких как педагоги.
Эмоции являются важными факторами, определяющими не только человеческое состояние, но и восприятие картины мира в целом. Страх – самая сильная эмоция, и он рассматривается как психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения, как реакция на опас-ность. Ощущения, связанные со страхом, проявляются различными способами и движениями. Ин-тенсивность таких проявлений зависит от того, как воспринимается страх индивидуально.
Согласно Толковому словарю живого великорусского языка Даля, СТРАХ м. страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия.
В самом определении можно увидеть сразу несколько разновидностей страха. Если же обра-титься к Словообразовательному словарю, то можно увидеть множество однокоренных слов, таких как страшок, страшный, страшненький, страшноватый, престрашный, страховитый, бесстрашный, страшливый, страшиться, страшила, страшилище, устрашать, устрашительный, неустрашимый, стращать, страховитый, бесстрашный, страхолюд, страхопуд, страшенье, страшник, стращатель и т.д. Цепочка однокоренных слов показывает, что можно как самому испытывать страх, так и вызы-вать его у другого.
Вследствие вышесказанного становится очевидно, что страх имеет высокую социальную зна-чимость и характеризуется способностью влиять на деятельность человека. Преимущественно вся деятельность взрослого человека связана с профессиональной сферой. Самые сильные и ярко выра-женные эмоции наблюдаются у представителей профессий, связанных с риском. И нередко именно эти эмоции могут управлять ими. В стрессовых ситуациях для представителей особо важных про-фессий очень важно сохранить самообладание и не позволить эмоциям завладеть ситуацией. Поэто-му педагоги могут быть выбраны для исследования с целью классификации их эмоции по значимо-сти и проявлению в языке с помощью метода беседы.
Метод беседы — это коммуникативное психологическое взаимодействие в виде диалога, во время которого специалист получает необходимую информацию от испытуемого. Суть метода за-ключается в вербальном и невербальном общении, позволяющем специалисту выявить ключевые личностные особенности оппонента.
Так как ощущения, связанные со страхом, проявляются различными способами и движения-ми, поэтому выбран данный метод, который позволит проявиться страху в языке испытуемого во время беседы и отследить невербальность его проявления в поведении.
Проблема исследования страха у педагогов предполагает изучение частоты проявления страха в профессиональной деятельности.