Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Пассивное отношение студентов к практическим занятиям по физической культуре заставляет искать новые пути приобщения молодежи к активной двигательной активности, предусмотренной учебными планами высшей школы. Особенно актуально стоит этот вопрос, поскольку наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья и показателей физической подготовленности студентов начальных курсов. Возникает необходимость повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре. Элективные курсы, как спортивно-ориентрованное физическое воспитание, в основе которых лежит учет интересов занимающихся, должны подстегнуть интерес к учебным занятиям по дисциплине — физическая культура. [4, с. 262]
1.Плнятие плаванья
Плавание – вид спорта, польза от которого распространяется практически на все системы организма, повышая общий тонус тела и помогая ему расслабиться. Упражнения в воде настолько же эффективны, как и упражнения на суше.
Дополнительный плюс – ощущение меньшей нагрузки во время водных тренировок. Вместе с тем, вода создает поддерживающий эффект, позволяя более осторожно работать с конкретно выбранными группами мышц. [3, с. 92]
Стоит заметить сразу, что влияние плавания на организм человека оценивается более чем позитивно – и это не безосновательно. Занятия плаванием имеют огромный ряд преимуществ:
Способствуют сжиганию калорий и жира;
Помогают сформировать мускулистую и стройную фигуру;
Являются отличным средством от стресса, успокаивают, наполняя при этом организм человека энергией;
Плаванье – спорт для всех, так как заниматься им можно практически с самого рождения;
Это профилактика заболеваний сердца.
Если заниматься регулярно, то можно укрепить мышцы, повысить выносливость организма и предупредить заболевания сердечно-сосудистой системы;
Упражнения в воде способствуют улучшению процессов кровообращения в организме, приводя давление в норму;
Этот вид спорта не вызывает «побочных эффектов», вроде головной боли, разрыва мышц, болезненных ощущений в мышцах и т.д.;
Благодаря отсутствию лишней нагрузки на сердце происходит улучшение работы дыхательной системы и повышение кислородной обеспеченности организма;
Вода помогает расслабиться, немного охлаждая тело, потому оно не перегревается и липкость пота вообще не чувствуется;
Это занятие должно доставлять удовольствие.
Большинство людей принимают такое времяпрепровождения за довольствие, стараясь чаще выбираться в бассейн или на пляж.
Плавание производит комплексный оздоровительный эффект на организм человека и позитивное влияние на его фигуру. Водные процедуры в этом смысле намного эффективнее простой аэробики. Так как, выполняя упражнения в воде, человек задействует практически все группы мышц, в результате чего происходит пропорциональное сложение фигуры.
2. Элективные курсы по физической культуре
С понятием элективных курсов чаще сталкиваются школьники в США и Европе. В России они имеют немного другую форму. Элективные курсы подразумевают выбор предметов для обязательного посещения. Школьнику предстоит выбрать учебные предметы, которые будут связаны с его дальнейшей карьерой.
Виды элективных курсов
Элективные курсы бывают:
— предметными;
— внеплановыми (не входят в обязательную школьную программу);
— межпредметными.
Предметный — самый распространенный вид элективных курсов. В школе ученики выбирают предметы, которые они будут проходить углубленно. В России ученики выбирают, как хорошо они хотят знать алгебру или иностранный язык. Те школьники, которые считают, что им необходимо знание алгебры на высоком уровне, сдают на ЕГЭ не только базовую часть, но и профильную. Аналогичным образом дело обстоит и с иностранным языком.
Межпредметные курсы могут объединять информацию сразу по нескольким предметам. Внеплановые предметные курсы обычно напрямую связаны с будущей специальностью ученика. Это могут быть курсы журналистики или социальной психологии.
На Западе (в частности, в США) ученик с 7 года обучения должен выбрать направленность образования — профессиональную или академическую. Те школьники, которые выбрали профессиональную направленность, обучаются по упрощенной программе. Они проводят больше времени в мастерских. Ученики с академической направленностью больше времени уделяют теории. Их готовят к поступлению в вузы.
Профессиональное обучение подразумевает изучение прикладных дисциплин. Именно поэтому школьникам приходится так много времени что-то делать руками.
Элективные курсы выполняют важную функцию — они дают школьнику возможность подготовиться к самостоятельной жизни и выбрать себе профессию. Уже в 8 классе ученикам приходится думать, с какой деятельностью они свяжут свою жизнь. Школьникам, которые учились на профильной системе, можно смело устраиваться на работу — они имеют не только теоретические знания в конкретной области, но и опыт. Не зря так много времени уделяется практике.
В России эта проблема пока что не решена. Школьникам дают возможность только выбрать сложность ЕГЭ по отдельным предметам (например, по математике). В результате выпускники не могут сразу приступить к трудовой деятельности. Им приходится проходить дополнительные курсы или поступать в вузы и ссузы.
Формирование устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой и культивирование так называемой «моды на активный и здоровый образ жизни» являются важнейшими задачами таких учебных дисциплин, как «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» в высших учебных заведениях Российской Федерации.
3. Элективный курс: плавание
Дисциплина «Элективный курс: плавание» относится к базовой части профессионального цикла ООП. Материалы данной дисциплины позволяют проследить место данной дисциплины в сфере физической культуры и спорта, будут способствовать осознанному привлечению населения к рекреационной деятельности как фактору здорового образа жизни, восстановления и укрепления здоровья. Настоящая программа по дисциплине составлена с учетом следующих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе: - Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 12.04.2007 № 329-ФЗ; - приказы Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям)»; - приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.12 1999 г. № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»; - инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777. Данная дисциплина наряду с другими базовыми предметами учебного плана, обеспечивает профессиональную подготовку будущих специалистов физической культуры и спорта с достаточно широким диапазоном: общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения, детско-юношеские спортивные школы, училища олимпийского резерва, различные спортивные клубы. Центральное место в учебном плане подготовки бакалавра занимают профилирующие дисциплины, от качества освоения которых, существенно зависит становление профессионализма на этом этапе. Здесь большое значение имеет система объединения этих дисциплин с ориентацией на целостную профессиональную деятельность, как отдельная дисциплина должна выступать в качестве средства достижения этой цели. [2, с. 264]
Заключение
Элективная дифференциация должна стать основой спортивно-ориентированного физического воспитания, должна приобщить студентов к ценностям физической культуры, сформировать внутреннюю потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Консолидированные усилия администрации вуза, преподавателей кафедры, тренеров специальных отделений должны принести, ожидаемый результат: формирование целостной системы физического и спортивного воспитания молодежи. Физическая активность должна стать способом самовыражения, быть эмоционально и эстетически привлекательной [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Коршунова О. С. Векторы развития дисциплины «физическая культура " в высшей школе//Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт -Петербург, январь 2014г.). -СПБ.: Заневская площадь, 2014. -с. 161 -163.
2. Коршунова О. С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 599–603
3. Коршунова О. С., Роледер Л. Н. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 558-560. — URL https://moluch.ru/archive/127/35189/ (дата обращения: 16.12.2017).
4. Пешкова Н. В. Спортивная ориентация студентов процессе реализации спортизированного физического воспитания в вузе./Н. В. Пешкова// Теория и практика физической культуры.- 2016.-№ 4.-С 21.
5. Шмер В.В Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в трех томах, ответственный за выпуск: А. В. Плитченко, Н. А. Шиленко. 2014г. С340–343.