Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Сегодня обществом осознана необходимость направить усилия системы образования на реализацию личностного и интеллектуального потенциала детей как главного богатства страны и основного ресурса для прогресса во всех сферах общественной жизни. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени связана с развитием и укреплением психологической службы, разработкой вариативных моделей психологической службы образования, соответствующих целям и задачам развития каждого конкретного региона.
Каждый участник образовательного процесса в современных условиях нуждается в психологической помощи. В широком смысле психологическая помощь – это система психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у личности недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая помощь – это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности, социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений.
В психологической литературе выделяют следующие виды психологической помощи: психодиагностика, консультирование, психокоррекция, психологическое просвещение и профилактика [7]. Каждое из данных направлений является динамическим процессом, содержание которого зависит от субъектов отношений, поставленной цели, теоретической базы, которую использует психолог в своей работе. В настоящее время разработанный и утвержденный профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования дает ему возможность ориентироваться в трудовых функциях и действиях по оказанию психологической помощи субъектам образовательного процесса [16].
Тем не менее, существует ряд проблем в организации процесса оказания психологической помощи педагогом-психологом в системе образования, в том числе в рамках среднего профессионального образования (далее - СПО).
Анализ существующей литературы показал, что в современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно отражена региональная специфика, которая в литературе в большей степени сводится к описанию опыта конкретных образовательных организаций, психологических центров, результатов внедрения современных нормативных стандартов, положений, рекомендаций. Отсутствие комплексного и объемного описания психологической службы образования с учетом особенностей региона и перспективных социально-экономических ориентиров приводит нас к обоснованию проблематики нашего проекта.
Цель данного проекта: создание модели психологической службы ОО СПО для обеспечения социально-психологического проектирования, мониторинга и экспертизы условий для личностного, интеллектуального и социального развития молодежи, охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам воспитательно-образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы СПО.
Научная новизна проекта заключается в представлении теоретических основ перспективной модели психологической службы в условиях психологических особенностей контингента подростков, в социальных ситуациях их развития.
Теоретическая значимость состоит в определении основных теоретических положений деятельности службы сопровождения по психологическому сопровождению профессионального становления будущего специалиста, что способствует такой организации его обучения, когда он может быть эффективным в учебно-профессиональной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование. Теория и практика: учебное пособие / Г. С. Абрамова. Москва: Прометей, 2018. 319 с.
2. Айсина, Р. М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: учебное пособие / Р. М. Айсина. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2016. 148 с.
3. Андронникова, О. О. Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи / О. О. Андронникова // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 1. С. 85–94.
4. Васягина, Н. Н. Региональная модель внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области / Н. Н. Васягина, С. А. Минюрова, И. В. Пестова // Вестник практической психологии образования. – 2019. – № 1. – С. 32-40.
5. Гаранян, Н. Г. Этические установки российских психологовконсультантов: область разногласий и потенциальных конфликтов / Н. Г. Гаранян, Ю. В. Захарова, М. Г. Сорокова // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 1. С. 87–112.
6. Гаязова, Л. А. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) / Л. А. Гаязова, О. В. Вихристюк. // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 2. С. 118–129.
7. Гулина, М. А. Консультативная психология: учебник для вузов / М. А. Гулина, Ю. П. Зинченко. Санкт-Петербург: Питер, 2018. 335 с.
8. Дубровина, И. В. Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе/ И. В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. – 2018. – № 1-2 (54-55). – С. 6-11.
9. Духновская, М. П. Особенности работы социально-психологической службы в среднем профессиональном учебном заведении / М. П. Духновская // Вестник Курганского государственного университета. 2008. № 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-sotsialno-psihologicheskoy-sluzhby-v-srednemprofessionalnom-uchebnom-zavedenii.
10. Забродин, Ю. М. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования / Ю. М. Забродин, Е. И. Метелькова, В. В. Рубцов. Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8, № 3. C. 1–15.
11. Карабанова, О. А. Возрастная психология / О. А. Карабанова. Москва: Айрис-пресс, 2005. 240 с.
12. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации от 19.12.2017 г.).
URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhbyv-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/
13. О психологической службе образования в Российской Федерации: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2.03.2016 г. № 07–871. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71284924/
14. О Рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения: письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.10.2003 г. № 18-52-1044ин/18-28. URL: legalacts.ru/doc/pismo-minobrazovanija-rf-ot-28102003-n-18-52-1044in18-28.
15. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. Ст. 44.
16. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 г. № 514н.
URL: https://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-24072015-n-514n/prikaz/.
17. Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 592 с.
18. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 18.08.15, регистрационный № 38575. – URL: https://minjust.consultant.ru/documents/15864?items=1&page=1.
19. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга/ И. В. Дубровина [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
20. Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе: монография / отв. ред. Т. Н. Разуваева. Белгород: Изд-во Белгород. гос. нац. исслед. ун-та, 2017. 342 с.
21. Щипанова, Д. Е. Психология развития: учебное пособие / Д. Е. Щипанова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. 178 с.
22. Эльконин, Д.Б. Выдержки из научных дневников (1960–1962)/ Д.Б. Эльконин // Вопр. психол. 2004. № 1. С. 9–22.
23. Этический кодекс психолога: официальный сайт Российского психологического общества. URL: http://psyrus.ru/doc/ethics.pdf.