Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная психодиагностика, как отрасль психологии, так же не избежала сложившейся ситуации. Так, если на теоретическом уровне, на уровне фундаментальных исследований, твердо укрепились принципы и методы системного подхода, целостного многостороннего и многоуровневого анализа, то в практической психологии чаще встречается работа с отдельными функциями, нормами, «выборками», чем с человеком, как с целостной личностью.
Ассоциативный эксперимент, относящийся к психосемантическому подходу построения исследования, может позволить нам найти выход из противоречия, характерного для большинства диагностических методик: между тенденцией к стандартизации обработки результатов и стремлением к индивидуализации их интерпретации. Количественные показатели основываются на статистике наблюдений, зарегистрированных на одном испытуемом, что позволяет дать количественно-структурное описание его системы значений. Ассоциация - это связь между объектами или явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого, основанная на личном, субъективном опыте человека. Этот опыт совпадает с опытом той культуры, к которой этот человек принадлежит и является индивидуальным, укорененным в прошлом опыте отдельного человека.
Индивидуальная ментальность человека детерминирована ментальностью той образовательной среды, которая определяет его опыт, знания, чувственный опыт, но при этом такой опыт, в котором сам человек не отдает себе отчет в возникновении этих связей. Изучая ассоциации, экспериментатор апеллирует к неосознаваемому, глубинному слою психики. В возникновении ассоциативных связей индивидуальный опыт человека играет решающую роль. Ассоциативная связь, закрепившаяся у одного человека, может не закрепиться у другого, так как она не связана с его жизненным опытом. Определенная образовательная среда создает условия для формирования жизненного опыта ребенка, который не может сформировать другая образовательная среда, качественно отличная от этой, что, несомненно, оказывает влияние на его ментальность.
Таким образом, если выявить достаточно часто встречающиеся, «клишированные» ответы респондентов, принадлежащих к одной образовательной среде, на предъявленные слова-стимулы, то мы сможем исследовать особенности ментальности изучаемой образовательной среды как составляющей культуры этой среды. В дальнейшем имеется возможность использования полученных данных как в индивидуальной, так и в групповой формах психологической помощи.
В процессе исследования особенностей индивидуальной ментальности человека в разных образовательных средах нами были проанализированы возможности разных методик с целью нахождения слов-стимулов для организации ассоциативного эксперимента. В основу отбора был положен критерий способности методики анализировать единичное и уникальное в личности человека.
Элементы, задающие конструкт, позволяют человеку осознавать (осмысливать) свое отношение к фактам действительности в контексте определенной жизненной ситуации. Соответственно, чем больше элементов, находящихся в различных временных локусах задействовано в процессе осмысления действительности (т.е. если система личностных конструктов носит более сложный, структурированный и в то же время гибкий характер), тем эффективнее протекает актуализация смысла самой ситуации. Иными словами, проницаемость границ субъективной реальности определяется уровнем сложности индивидуальной системы личностных конструктов.
1.Понятие репертуарных решёток Келли
В теории личностных конструктов главной идеей является то, что каждый человек представляет собой исследователя, ученого, постоянно высказывающего и проверяющего гипотезы о природе вещей, с целью дальнейшего адекватного прогнозирования будущих событий. Это происходит на основе собственных личностных моделей и конструктов, образованных по принципу имплицитности, прогностическая эффективность которых может меняться в соответствии с успешностью интерпретации повторных явлений.
Основной постулатом теории сформулирован следующим образом: личностные процессы психологически направлены теми способами, с помощью которых человек предвосхищает событие. Поведение человека определено личностными конструктами, используемыми для прогнозирования будущих событий.
Личность рассматривается как текущий, динамический процесс. Термин личность относится к конструктам, используемым человеком для прогнозирования будущих событий. Психологические процессы направляются конструктами, то есть теми способами, которыми человек объясняет мир. Несмотря на то, что всегда есть какие-то изменения, существует все же определенная степень стабильности в поведении человека, потому что он действует через сеть каналов. Конечно, каналы эти могут меняться, но они структурированы, и изменения обычно происходят в пределах, навязываемых этими конструктами.
Все конструкты являются предвосхищающими, так как человек использует их с целью предсказать будущее, чтобы иметь определенные идеи насчет того, что может стать результатом того или иного паттерна собственного поведения.
Следствиями в данном случае являются:
1) следствие конструкций - человек предвосхищает события посредством толкования их повторений;
2) следствие индивидуальности - люди отличаются друг от друга в конструировании событий;
3) следствие организации - каждый человек характерным образом развивает систему конструктов, охватывающую упорядоченные связи между конструктами для удобства в предвосхищении событий;
4) следствие дихотомии - система конструктов человека состоит из ограниченного количества дихотомических конструктов;
5) следствие выбора - человек выбирает для себя ту альтернативу в дихотомическом конструкте, с помощью которой он получит большую возможность для расширения и упорядочивания своей системы конструктов;
6) следствие ряда - конструкт подходит для предвосхищения только ограниченного ряда событий;
7) следствие опыта - система конструктов человека изменяется по мере того, как он успешно истолковывает повторение событий;
8) следствие модуляции - изменение в системе конструктов ограничено проницаемостью конструктов в тот ряд применения, где находятся нужные варианты. Конструкт, который обладает проницаемостью - это такой конструкт, который пропускает совершенно новые элементы для включения их в спектр его применения. Таким образом, этот конструкт открыт влияниям новых впечатлений и событий;
9) следствие фрагментарности - человек может успешно использовать множество подсистем конструктов, которые несовместимы друг с другом;
10) следствие общности - в той степени, в которой один человек использует конструкцию опыта, сходную с используемым другим, его психологические процессы сходны с процессами другого человека;
11) следствие социальности - в той степени, в которой один человек понимает процессы, происходящие с системой конструктов другого, он может играть роль в социальных процессах, включающих этого другого человека.