Фрагмент для ознакомления
2
Практическое занятие №2
Повесть А.П. Чехова «Степь».
1. Пейзаж и его функции в произведении: могучая красота родной природы, приёмы поэтического параллелизма , философская наполненность пейзажных зарисовок (гл. 4,6).
Автор глазами ребёнка показывает мелькающий пейзаж. Вот «уютное зелёное кладбище… из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишнёвых деревьев…» Ненадолго выглянувшее и обласкавшее и Егорушку, и ландшафт солнце изменило всё вокруг. «Широкая ярко-жёлтая полоса» поползла там, где «небо сходится с землёю», «около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками». Под лучами солнца степь «улыбнулась и засверкала росой». «Но прошло немного времени… и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид». Безличное предложение «Как душно и уныло!» передаёт и безрадостную картину природы под палящими солнечными лучами, и душевное состояние мальчика, обманутого «мамашей» и родной сестрой, «любившей образованных людей и благородное общество». Нельзя не ощутить щемящее чувство одиночества, охватившее Егорушку, увидевшего на холме «одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь - бог его знает». Чеховский рассказ «Степь» - яркий пример психологического пейзажа, исключающего описание ради описания, это образец знания писателем тайн детской души.
Описание пейзажа может выполнять ещё более сложную функцию. Оно может многое объяснить в характере героя. Картины степной природы проходят через ряд произведений Чехова - от ранней прозы к зрелому творчеству - и берут, разумеется, свои истоки в глубинах еще детского и отроческого мировосприятия писателя. Виды степного мира равномерно прирастают у Чехова новыми смысловыми цветами, все более разноплановыми стают пути их художественного воплощения, при этом на первый план часто выдвигаются цветовые и звуковые детали, передающие многомерность степного пространства, его ассоциативные связи с историческим прошедшим, тайнами человеческой души. Цвето-звуковые виды получают всеобъемлющий характер, что отчетливо наблюдается в восприятии рассказчика в повести «Степь»: «Не было видно и слышно ничего, не считая степи…».
2. Мастерство психологического портрета\внешность, манера поведения, речевая характеристика: о. Христофор, Кузьмичёв, Варламов, Дымов, Вася, Емельян, Пантелей, Кирюха, Мойсей Мойсеич, Соломон, Константин.
Вася
подводчик с «деревянной» походкой и «палкообразными руками», у него «тусклое», больное лицо и красный, сильно опухший подбородок — из-за того что когда-то он работал на спичечной фабрике, а там «воздух нездоровый». К Егорушке Вася относится с умилением и любовно называет его «паничек». Так же любовно относится он и к живому миру степи: никак не может примириться с тем, что Дымов «ужика» убил; увиденную им в степи лисицу называет «лисичкой-матушкой». У Васи необычайно острое зрение, так что он может видеть жизнь животных и птиц степи, не различаемую глазом обычного человека. В нем и самом есть что-то звериное, животное, и, когда Егорушка видит, как Вася живьем съедает сырого пескаря и вытаскивает изо рта рыбий хвостик, ему становится рядом с ним неприятно и «скучно».
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова. М., 1985 (М., 1982).
2. Творчество А.П. Чехова: Сб. статей. М., 1958.
3. Голубков В.В. Мастерство А.П. Чехова. М., 1958.