Фрагмент для ознакомления
2
1. Административная ответственность: понятие, признаки
Административная ответственность – вид юридической ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021) (далее – КоАП РФ) и законами субъектов РФ, заключающийся в применении компетентными органами административной юрисдикции и должностными лицами к лицам, виновным в совершении административного правонарушения, специфических мер административного принуждения – административных наказаний, влекущих для правонарушителей наступление негативных последствий морального, имущественного, личного или организационного характера
Административная ответственность характеризуется следующими признаками:
– она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
– наступает за административное правонарушение;
– опирается на государственное принуждение;
– субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
– административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.
1.1. Основания освобождения от административной ответственности
Такие основания установлены в ст. 24.5 КоАП РФ. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
– отсутствие события административного правонарушения;
– отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 ст. 24.5 КоАП РФ), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
– действия лица в состоянии крайней необходимости;
– издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
– признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
– совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с ч. 3,4 и 7 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности;
– истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
– смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
– внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
– иные предусмотренные КоАП РФ обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
1.2. Ограничения административной ответственности
Ограничение административной ответственности – это установленные законом запреты на применение определенных мер административного воздействия.
– 1 группа случаев – лицо совершило административное правонарушение и к нему надлежит применить административную санкцию, однако это невозможно ввиду его статуса или состояния. К примеру, беременная женщина является должником по административному производству, но не может быть подвергнута административному приводу по поводу своего состояния.
– группа случаев – ограничиваются основания для применения мер административной ответственности. К этой группе случаев относят применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим административное правонарушение и обладающих соответствующим статусом. При этом речь идет не об освобождении их от административной ответственности, а о применениях к ним административных санкций. На общих основаниях лица, подчиняющиеся дисциплинарным уставам, несут ответственность за нарушения ПДД, правил охоты, рыболовства, контрабанду, нарушения при пересечении границы страны. Однако в случае совершения ими административного правонарушения иного характера, к ним не могут быть применены исправительные работы, арест, штраф.
1.3. Обстоятельства, исключающие неправомерность деяния
Обстоятельствами, исключающие неправомерность деяния являются:
– возраст, с которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ);
– крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);
– невменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ);
– малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
2. Основание административной ответственности
Нормативное основание юридической ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.
Процессуальное основание юридической ответственности – составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.
Фактическое основание юридической ответственности – конкретное противоправное деяние, содержащее все признаки административного правонарушения, совершенное соответствующим субъектом.
Юридическое основание юридической ответственности – наличие правовых норм, предусматривающих данную ответственность за совершение конкретного правонарушения.
Юридическое материально-процессуальное основание юридической ответственности – нормативное установление основных понятий, принципов привлечения к административной ответственности, описаний моделей административных правонарушений и процессуальных особенностей привлечения физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности.
3. Понятие и признаки административного правонарушения
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Из понятия административного правонарушения определяются свойственные ему четыре признака:
– общественная опасность – означает то, что в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства;
– противоправность – означает то, что в результате совершенного деяния (действия или бездействия) нарушены нормы административного, финансового, трудового и других отраслей российского права;
– виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины, т.е. умышленно или по неосторожности. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние административным правонарушением;
– наказуемость деяния означает, что за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.
Задача № 1
В субъекте РФ принят закон «Об административной ответственности за попустительство незаконному обороту или незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ». Общество «В.» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим данного закона, указывая на то, что субъект РФ не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, составляющих предмет ведения РФ. Какое решение должен принять суд?
Решение:
С момента введения в действие КоАП РФ (01.07.2002) право регулирования основных вопросов административной ответственности закреплено за Российской Федерацией.
В силу ч. 3 п. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К их числу в первую очередь следует отнести Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О наркотических средствах и психотропных веществах» , которым устанавливаются правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.