Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «постмодернизм» в целом обозначает ситуацию как в культурном самосознании, а также философское направление стран Запада, сформировавшееся в конце XX века. Обозначенный термин дословно означает «послесовременность» (либо «постсовременность»). Тем не менее, следует иметь в виду, что понятие «современность» (или «модерн») при этом характеризуется как не совсем определенное. Одни исследователи обозначают духовную ситуацию Нового времени, утвердившего веру в силу человеческого разума. Другие этап своего рода «современности» напрямую связывают с эпохой Просвещения, апофеозом которой стали разум, наука, а также социальный прогресс. Однако модернистское мышление в любом случае характеризуют отдельные общие черты. При этом с их критикой связано появление постмодернизма. В числе базовых положений философии модерна можно указать:
1) веру в мощь человеческого разума, а также утверждение рационализма в качестве способа познания и базиса организации общественной жизни;
2) активное развитие объективной науки, а также объективного знания;
3) стремление освободить философию, культуру и науку от иррациональности (то есть религии, мифологии, а также предрассудков).
4) укрепление идеи прогресса в познании, а также в разных областях общественной жизни;
5) активное стремление к системной организации, а также к централизму в экономической, социальной, политической жизни общества.
6) введение универсальных норм права и морали, активное стремление к выработке отдельных общих критериев, а также эстетических норм, применяемых в искусстве.
Эпоха модернизма в целом стремилась к открытию именно всеобщих научных законов в рамках развития общества и природы, а также и их использованию в жизнедеятельности человечества. Но начиная со второй пол. XIX столетия данный тип мышления, а также общекультурная парадигма подвергаются критике непосредственно со стороны неклассической философии, приведшей к появлению постмодернистского мышления. Главными представителями данной новой философской парадигмы, заметно опередившими свое время и существенным образом повлиявшей на развитие философии XX столетия в целом, в том числе также и постмодернизма, являлись такие мыслители, как К. Маркс, Ф. Ницше, а также З. Фрейд.
В данной работе будут рассмотрены вопросы истоков постмодернизма; его сущности, а также содержания и противоречий.
1.Истоки постмодернизма
Рассматривая истоки постмодернизма, можно указать, что именно К. Маркс первым осуществил критику классической философии. Непосредственно в рамках марксистской концепции было четко заявлено об относительности любой истины, в том числе и практически любого философского мировоззрения, всегда носящего исторический и, поэтому, ограниченный характер. И в этом случае никакая «абсолютная идея» не способна избавиться от данной ограниченности. Иными словами, диалектический тезис, связанный с относительностью истины применен был непосредственно к самой философии.
Революционный характер нового мировоззрения в сфере социальной философии заключается в том, что открыта была роль экономического фактора непосредственно в историческом процессе развитии человека и общества. История творится не исключительно людьми, но также и за их спинами; установлено, что в обществе кроме обладающих сознанием и волей людей действуют еще и объективные, никаким образом от них не зависящие экономические факторы, оказывающие практически решающее влияние непосредственно на исторический процесс. Также марксизм практически впервые показал, что базируемые на господстве капитала экономически отношения не предусматривают социальную справедливость. Ведь в их основе заложены принуждение, эксплуатация, а также алчности владельцев собственности, которые собственно и составляют так называемую «элиту» общества.
Также именно в рамках марксизма впервые раскрывается господство отчуждения практически во всех сферах и именно на всех уровнях капиталистического общества, которое доходит до отчуждения человека от человека, а также самоотчуждения личности. В таком обществе человек не является так называемом «хозяином» своей судьбы. Наоборот, при господстве капитала человек является только его функцией и при этом он действовать вынужден таким образом под влиянием экономических сил, формирующихся без его участия. Однако Карл Маркс вовсе не отбросил классическое обществознание. Наоборот, он его применял в процессе построения своего учения .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амельченко, С.Н. Модусы должного и сущего в противоречиях модерна и постмодернизма / С.Н. Амельченко // Философия и культура. – 2011. – № 5. – C. 176-186.
2. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. – СПб., 2000. – 212 с.
3. Ильин, И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм / И.П. Ильин. – М., 1996. – 314 с.
4. Ратников, В.П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность / В.Н. Ратников // Философия и общество. – 2002. – № 2. – С. 76-82.
5. Тарнас, Р. История западного мышления / Р. Тарнас. – М.: КРОН-ПРЕСС. 1995. – 564 с.
6. Якимович, А.К. Постмодерн / А.К. Якимович // Вестник культурологии. – 2010. – № 3. – С. 4-10.
7. Яркова, Е.Н. Постмодерн как культура межцивилизационной эпохи / Е.Н. Яркова // Философия и культура. – 2014. – 10(82). – С. 1495-1501.