Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Педагогическое общение — профессиональное общение педагога с учащимися в целостном педагогическом процессе, которое развивается в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В настоящее время в современной школе часто проявляются разногласия и конфликтные ситуации между учителем и учениками. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. В основном это зависит от стиля педагогического общения. Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, не смотря на последствия.
От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения. Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Уровень понимания педагогом учащихся соотносится с уровнем педагогической деятельности.
Объект исследования педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов педагогической деятельности.
Предмет исследования психолого-педагогические аспекты овладения педагогическим общением в процессе профессиональной деятельности.
Цель данной работы: изучение педагогического общения как межличностного взаимодействия.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические аспекты профессионально-педагогического общения, использования манипулирования в общении;
2.Выявить стиль руководства в процессе профессиональной деятельности.
1.Теоретические аспекты профессионально-педагогического общения
1.1. Сущность профессионально-педагогического общения
Среди отечественных авторов, занимающихся проблемой педагогического общения, можно выделить большое количество исследователей. Под педагогическим общением А.А. Леонтьев понимал профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся[6, с.3].
Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. А. Реан и др.).
В своём исследовании С. В. Кондратьева анализировала взаимосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.
Общение - это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико; оно имеет много форм, видов. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения [1,с. 146].
1.2.Специфика функций педагогического воздействия и особенности операций «Я-сообщение», «Ты-сообщение», «Мы-сообщение», «Положительное подкрепление»
Педагогическое воздействие – подбор и структурирование средств, целью которого является появление ответной реакции у ребёнка. Психологическое содержание педагогического воздействия – целенаправленный перенос информации от одного участника взаимодействия на другого. Задача педагога – сделать педагогическое воздействие направленным, для этого нужно чётко понимать, что мы хотим получить, кого воспитать [10, с. 41].
Цель любого психологического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении.
Существуют три парадигмы психологического воздействия и соответствующие им три стратегии воздействия:
Первая стратегия - стратегия императивного воздействия; ее основные функции: функция контроля поведения и установок воспитанника, их подкрепления и направления в нужное русло, функция принуждения по отношению к объекту воздействия. Стратегия менее всего пригодна в педагогической практике, так как воздействие, осуществляемое без учета актуальных состояний и отношений другого человека, условий межличностных коммуникаций, приводит чаще всего к обратным и даже отрицательным последствиям.
//
Практическое задание 1. Анализ и разрешение педагогического конфликта.
1. Характеристика конфликта:
Субъекты конфликта (пол, возраст, особенности отношений к противнику): учитель – женщина, 41 год, требовательное отношение. Ученик – мальчик, 14 лет, отношение агрессивное.
Объект конфликта: недовольство ученика.
Предмет конфликта: тройка за контрольную работу по математике.
Место и обстоятельства конфликта: перемена в классе после урока.
Длительность конфликта: 10 минут.
Действия конфликтующих сторон: после урока математики ученик, проходя мимо учителя, высказал недовольство, что не заслуживает такой отметки по контрольной работе.
//
Задание 2. Конспект сценария тренингового занятия по развитию коммуникативной компетентности личности.
Конспект сценария тренингового занятия по развитию коммуникативной компетентности личности «Искусство бесконфликтного общения»
Цель: формирование умений, которые необходимы для разрешения разных ситуаций в жизни; развитие качеств коммуникативности и личностных свойств; обучение адекватным способам выхода из ситуаций конфликта.
Длительность: 90 минут (вводная часть – 12 минут; основная часть – 60 минут; заключительная часть – 18 минут).
Материалы и оборудование:
-мультимедийная аппаратура, презентация;
-4 вида картинок из дидактических игр «Парочки» (для деления на 4 команды);
-карточки с проблемными ситуациями;
-карточки с пословицами;
-листки отрывного календаря;
-мультфильм «Мост»;
-4 шляпы разного цвета (красная, черная, желтая, зеленая).
Ход выполнения заданий: вводная часть; основная часть; заключительная часть.
Инструкция: Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают.
Мой тренинг «Искусство бесконфликтного общения» направлен на то, что будет
- способствовать обогащению педагогов представлениями о конфликтах, их классификации, путях и способах их разрешения;
- развивать представления о технике эффективного общения;
- содействовать развитию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций;
- создавать условия для отработки модели конструктивного взаимодействия в ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология [Текст] . - М.: «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2009. - 192 с.
2. Волкова, А.И. Психология общения [Текст] / А.И. Волкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 510 с.
3.Кондратьева С. В., Ковалевский П. А., Ковалев Б. П., Даукша Л. М. Профессионализм в педагогическом общении: монография / Под ред. С. В. Кондратьевой. Гродно, 2003
4. Кулганов В.А., Юнацкевич П.И. Психология обмана [Текст] - СПб.: «Фолио-плюс», 2010. - 394 с.
5. Куницина, В.Н. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.; С. 92- 99.
6.Леонтьев А.А. Психология общения[Текст]. - М.: Смысл, 1999, 365 с.
7. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения [Текст] / А.А. Лобанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
8.Олешко В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 240с.
9.Панасюк А.Ю. Психология риторики: теория и практика убеждающего воздействия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 208 с.
10.Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Ю. Питюков. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Гном и Д, 2001 — 188 с.
11. Смирнова, Е.Е. Психология общения [Текст] / Е.Е.Смирнова. – СПб.: КАРО, 2005. – 336 с.
12.Руськина Екатерина Николаевна Условия формирования психологической защиты школьников от манипулирования // Вестник МГУ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-psihologicheskoy-zaschity-shkolnikov-ot-manipulirovaniya (дата обращения: 09.06.2021).
13.Тест «Стиль руководства». А.Л. Журавлев. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2011. – 576. – С.485.
14.Фролова Т.И. Социальные портреты в коммуникативных стратегиях российских СМИ / Т.И. Фролова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистика. - 2005. - №1. - С. 68-86.