Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
В таблице представлена результативность рынка пищевой промышленности США по ряду продуктов. В каких продуктовых категориях наблюдается высокий уровень концентрации, а в каких — более низкий? Какие из подотраслей можно отнести к конкурентному рынку? Обоснуйте ваш ответ.
Результативность рынка: рынок пищевой промышленности США
Продуктовый класс Величина превышения цены продажи товара
над конкурентным уровнем цены (оценка), %
Мясопереработка 1,0—1,3
Мясо птицы и яйца 2,7—3,3
Молочные продукты 8,7—10,7
Консервированные 4,6—5,5
фрукты и овощи
Замороженные фрукты 8,2—9,5
Готовые завтраки 23,9—30,4
Печенье 16,2—19,3
Сахар 6,7—10,4
Растительное масло 17,9—20,6
Пиво 16,3—18,9
Вино 10,6—13,8
Безалкогольные на- 24,4—29,3
питки
Кофе 17,5—21,7
В среднем 11,7—13,5
Решение 1
Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.
Таким образом, можно говорить о том, что чем выше уровень концентрации, тем меньше процент превышения цены над конкурентным уровнем. Исходя из этого, наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в следующих категориях:
- мясопереработка;
- мясо птицы и яйца;
- консервированные фрукты и овощи.
Более низки уровень концентрации, соответственно, наблюдается там, где величина превышения цены продажи товара над конкурентным уровнем цен выше. В данном примере это:
- готовые завтраки;
- безалкогольные напитки;
- кофе.
В случае когда на рынке нет существенного превышения цен над конкурентным уровнем – рынок можно считать конкурентным, отсюда рынок мясопереработки, мяса птицы ихзшупакс яйца и рынок консервированных овощей и фруктов – конкурентный.
Задание 2
В настоящее время рынок компьютеров представляет собой совершенную конкуренцию. Спрос потребителей линеен. Ценовая эластичность спроса равна (-6) Равновесная цена составляет 9 тыс. р. На рынке продается 3 шт. товара в день. Если совокупные издержки типичной фирмы фирмы представлены формулой ТС(q)= 2+q+q2, то какое число фирм действует на рынке?
Фирма «Новая волна» планирует вложить 70 тыс. руб. в проект по созданию принципиально нового компьютера, издержки выпуска которого TC(Q)=)=0.25+Q2 что позволит фирме монополизировать данный рынок. Целесообразно ли фирме развивать данный проект?
Решение
Общая точка двух прямых спроса и предложения имеет координаты:
Q = 3, Р = 9.
Общий вид линейной функции спроса:
Qd = a – b × P
Так как однопроцентное повышение цены на данный товар влечет снижение величины спроса на 6%, следовательно, коэффициент эластичности спроса равен:
Ed = – 6
Запишем формулу точечной эластичности спроса по цене:
Ed =dQ/dP/Q/P=-b/Q/P
Подставим имеющиеся по условию данные:
b=6/9/3=2
a=2*9=18
Тогда функция спроса на данный товар имеет вид:
Qd = 18 – 2 × P
Функция средних издержек имеет вид:
АС = Q2 +Q +2