Фрагмент для ознакомления
2
ЗАДАНИЕ №1
Дайте развернутый ответ на вопрос: Межбюджетные отношения Российской Федерации, субъекты и инструменты реализации.
ОТВЕТ
Бюджетный кодекс определяет понятие «межбюджетные отношения» как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [8].
Межбюджетные отношения – это экономико-правовые отношения, возникающие между органами государственной и муниципальной власти [5].
Термин «бюджетные отношения» был установлен в Российской Федерации в 1994 году в результате перехода к следующему этапу бюджетной реформы. До 1998 года межправительственные финансовые отношения в экономической литературе определялись как отношения между бюджетами различных уровней бюджетной системы России, то есть между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Межбюджетные отношения реализуются в ходе разграничения на постоянной или долговременной основе расходных полномочий, доходов, поступающих в бюджетную систему страны, определения нормативов закрепления на постоянной и долговременной основе федеральных и региональных налогов, перераспределения средств из бюджетов вышестоящих уровней в нижестоящие в порядке бюджетного регулирования, возмещения расходов, связанных с передачей расходных полномочий или принятием решений, вызвавших дополнительные расходы или потери доходов других бюджетов, передачи средств в форме дотаций, субвенций, субсидий временной финансовой помощи на возвратной платной и бесплатной основе, а также объединения средств для финансирования расходов в интересах разных уровней власти и разных территорий одного уровня власти [5].
Субъектами межбюджетных отношений выступают: государство, налогоплательщики, получатели бюджетных средств, контрольные органы.
В условиях постоянно изменяющихся подходов к межбюджетному регулированию в части выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации крайне сложно строить бюджетную политику и эффективно управлять финансовыми ресурсами на территориях. Необходимость выравнивания региональных бюджетов обусловлена существенной дифференциацией в уровнях социально-экономического развития регионов и значительными различиями в уровнях их бюджетного потенциала [3].
Одним из ключевых вопросов в федеральных финансах является гармонизация бюджета. Для решения этого вопроса используется вертикальное и горизонтальное выравнивание.
Вертикальное выравнивание означает устранение несоответствий между равными функциями региональных бюджетов и доходами, выделяемыми на этот бюджетный уровень. Центральное правительство имеет большие, чем любой другой регион, возможности для экономического регулирования. Именно поэтому налоговые поступления должны компенсировать дисбаланс в фондах региональных бюджетов на федеральном уровне.
Что касается региональных и местных органов власти, то принцип вертикального выравнивания требует ответственности за финансовую поддержку возложенных на него задач и связанных с ним услуг, как непосредственно государственными, так и частными учреждениями, а также обязанностью эффективно использовать свои права для поддержания и повышения своего потенциала в области доходов [7].
Центральное место в существующей системе межбюджетных отношений занимают межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ, иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Формы межбюджетных трансфертов представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ [10]
В основе механизма реализации межбюджетных отношений в России лежат два основных инструмента: разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы и межбюджетное регулирование. Правовая основа разграничения расходных полномочий обусловлена закреплением полномочий на постоянной основе федеральным законодательством, а также передачей полномочий отдельными нормативными актами. Система же межбюджетного регулирования более разветвленная и предполагает, с одной стороны, механизм перераспределения средств между уровнями бюджетной системы, а с другой - налоговое регулирование бюджетной обеспеченности [6].
В условиях финансового кризиса вопросы системы межбюджетных отношений требуют дальнейшего реформирования. Согласно разработанным Министерством финансов основным направлениям бюджетной политики на 2018-2020 гг. повышение эффективности системы межбюджетных трансфертов будет достигнуто за счет создания предсказуемых, прозрачных и комфортных условий предоставления финансовой помощи, своевременного ее доведения до регионов, а также контроля за эффективным расходованием целевых межбюджетных трансфертов [9].
Показатели исполнения бюджетов местных органов самоуправления напрямую зависят от количества муниципальных образований страны и на данный момент являются профицитными, что уменьшает нагрузку на бюджет в целом.
ЗАДАНИЕ №2
По данным Интернет-ресурсов Росстата заполните таблицу «Фактическое исполнение доходов федерального бюджета за 2016 – 2017 гг.».
Определите показатели:
Долю доходов в ВВП.
Долю нефтегазовых доходов в ВВП.
Долю ненефтегазовых доходов в ВВП.
Величину абсолютных отклонений значений показателей отчетного периода от базисного периода.
Рассчитайте темпы роста.
Представьте графический рисунок структуры доходов бюджета (столбиковую диаграмму, круговую или другую).
Дайте качественную характеристику бюджета (оцените его).
ОТВЕТ
Федеральный бюджет представляет собой основное средство расходования ресурсов страны и их мобилизации. С помощью бюджета государство имеет возможность оказывать влияние на экономику и стимулировать развитие ее значимых отраслей, регионов, занимается развитием образования, науки и культуры, обеспечивает оборону страны и социальную поддержку населению.
Данные о динамике и фактическом исполнении доходов федерального бюджета за период 2016 и 2017 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Фактическое исполнение доходов федерального бюджета
Доля доходов ВВП в 2016 г. составила 15,6% и 16,4% в 2017 г.
Доля нефтегазовых доходов составляла 5,6% в 2016 г. и 6,5% в 2017 г. Доля ненефтегазовых доходов составляла 10% в 2016 г. и 9,9% в 2017 г.
Структура доходов бюджета в 2016 и 2017 гг. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура доходов федерального бюджета в 2016 и 2017 гг.
Факторами, обусловившими увеличение доходов в 2017 году, стали:
Рост цен на нефть;
Оживление экономической активности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алпатова Э.С., Гимадиева Л.Р. Регулирование межбюджетных отношений в России в современных условиях: проблемы и противоречия // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 45. – С. 17-26.
2. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры /М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 418 с.
4. Баклаева Н.М. Системные противоречия межбюджетных отношений // Финансы и кредит. – 2017. – № 31 (751). – С.1862-1877.
5. Бежаев, О.Г. Резервы повышения эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации / О.Г. Бежаев, А.В. Зарубин // Финансы. – 2009. – № 10. – С. 11-16.
6. Сулейманов, М.М.К вопросу о реформировании межбюджетных отношений / М.М. Сулейманов // Финансы и кредит. - 2013. - № 18. - С. 52-60.
7. Рукавишникова А. С. Механизмы оптимизации расходов местных бюджетов // Проблемы учѐта и финансов. – 2018. - №5. – С. 4-7.
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации РФ 17.07.1998. (ред. от 30.09.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: XII Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен»
10. Электронный научный журнал «Вектор экономики», | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-36662019 г., 2018, № 12 122
11. Главное управление внутренней политики Правительства Хабаровского края [Электронный ресурс] Режим доступа https://guvp.khabkrai.ru, дата обращения 16.06.2021
12. Минфин РФ [Электронный ресурс] Режим доступа https://minfin.gov.ru, дата обращения 15.06.2021
13. Правительство РФ [Электронный ресурс] Режим доступа http://government.ru/dep_news, дата обращения 15.06.2021
14. Росстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rsl.ru., дата обращения 16.06.2021.
15. Сайт городского округа Эгвекинот [Электронный ресурс] Режим доступа http://эгвекинот.рф, дата обращения 16.06.2021
16. Фонд социального страхования РФ [Электронный ресурс] Режим доступа https://fss.ru/ru/statistics, дата обращения 15.06.2021
17. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] Режим доступа https://docs.cntd.ru, дата обращения 15.06.2021