Фрагмент для ознакомления
2
Как правовая категория, заработная плата раскрывает конкретные права и обязанности участников трудового правоотношения по поводу оплаты труда. С этой точки зрения она является, прежде всего, одним из существенных условий найма, определяемым сторонами трудового договора, и в силу этого обязательна для применения, как следует из ст. 56 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
Трудовое законодательство (ст. 129 ТК РФ) применяет в качестве тождественных дефиниции «заработная плата» и «оплата труда», хотя чаще пользуется второй. Между тем с правовой точки зрения понятие «заработная плата» более точно, ибо именно с ним связана категория наемного труда. Дело в том, что заработная плата - это плата за работу, которую выполняет работник в соответствии с трудовой функцией, определенной в трудовом договоре (контракте). Иначе говоря, заработная плата представляет собой заработанную плату, и этим она отличается от пособий, доплат, надбавок, гарантийных и компенсационных выплат, а также дохода, получаемого в результате труда.
Известны всего два способа правового регулирования оплаты труда: государственное нормирование и договорное регулирование. Государственное нормирование заключается в установлении государством обязательных для сторон любого трудового договора норм оплаты. Защищая интересы работников, государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, нормы, которые обеспечивают защиту доходов работника, и нормы, закрепляющие региональные различия оплаты труда. Одновременно государство выступает работодателем в отношениях с госслужащими - оно нормирует их заработок. В данных случаях государство использует прямые предписания, т. е. способ прямого нормирования. Если же государство прямо не устанавливает размеры оплаты, а влияет на них через налоговые механизмы (налоги на доходы работника и на доходы предприятия), используется способ косвенного нормирования.
Договорное регулирование заключается в том, что оплата труда, будучи основным условием использования труда наемного работника, подвержена влиянию не только стоимости рабочей силы, но и многих иных факторов. Следовательно, заработная плата может быть предметом соглашения.
Государственное регулирование заработной платы базируется на положениях Конституции РФ и международных нормах. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 и 37 Конституции РФ).
Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Указанные положения Конституции получили реальное воплощение в Трудовом кодексе РФ, в котором правовому регулированию заработной платы посвящен специальный раздел «Оплата и нормирование труда».
В соответствии с ТК РФ на федеральном уровне определены принципы оплаты труда, понятие заработной платы и основные государственные гарантии по оплате труда работников. Они включают, в частности, величину минимального размера оплаты труда в России; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя; сроки и очередность выплаты заработной платы.
Договорный способ регулирования заработной платы (в советской литературе он назывался децентрализованным - по аналогии с централизованным государственным) представлен двумя основными уровнями: коллективно-договорным и индивидуально-договорным регулированием. Практическое объяснение существованию нескольких уровней регулирования отношений по зарплате дал Р. З. Лившиц, который считал, что «значительная часть общих правовых установлений в области оплаты труда не может быть применена без их конкретизации в локальных нормах».
Локальное регулирование заработной платы получает в последнее время широкое распространение. Общая тенденция развития норм об оплате труда, как и прежде, характеризуется снижением значения государственной регламентации размеров и систем оплаты тру- да. Между тем сфера оплаты труда в целом относится к числу тех, которые не могут нормально функционировать без вмешательства государства, призванного обеспечить базовые гарантии оплаты труда. Таковыми, например, являются положения ч. 1 ст. 133 ТК РФ о том, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Указанная норма в настоящее время не действует, поскольку в соответствии со ст. 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом, но необходимый нормативный акт до настоящего времени не принят.
Как уже отмечалось, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников наряду с другими включаются сроки и очередность выплаты заработной платы. Однако положения ТК РФ, связанные с установлением срока выплаты заработной платы, сформулированы недостаточно четко, в связи с чем на практике нередко возникают трудности при их применении.
В соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Как видно из приведенной нормы, определяя сроки выплаты заработной платы, Кодекс не устанавливает конкретных дат, предлагая решить этот вопрос в локальных нормативных актах или в конкретном трудовом договоре. То есть сроки выплаты заработной платы устанавливаются в порядке, который предполагает согласование с трудовым коллективом либо с конкретным работником. Аналогичное правило закреплялось в ч. 1 ст. 96 КЗоТ РСФСР, следовательно, оно не является для ТК РФ новеллой.
Если обратиться к международным актам, то можно сделать вывод, что положения ТК РФ полностью соответствуют им. На международном уровне сроки выплаты заработной платы определяются двумя актами: Конвенцией МОТ № 95 «Об охране заработной платы» 1949 г. и Рекомендацией МОТ № 85 1949 г. с аналогичным названием. Согласно ст. 12 указанной Конвенции заработная плата должна выплачиваться через регулярные промежутки времени. В свою очередь, п. 4 названной Рекомендации содержит более конкретную норму: максимальные сроки выплаты заработной платы должны обеспечивать такое положение, при котором заработная плата выплачивалась бы:
не реже двух раз в месяц через промежутки времени, не превышающие 16 дней, для трудящихся с почасовым, поденным или понедельным исчислением заработной платы;
не реже одного раза в месяц для служащих, заработная плата которых установлена на основе месячного или годового исчисления.
Для трудящихся, заработная плата которых исчисляется на основе сдельной оплаты труда, максимальные сроки выплаты заработной платы должны быть по возможности установлены таким образом, чтобы обеспечивалась выплата заработной платы не реже двух раз в месяц через промежутки времени, не превышающие 16 дней.
Таким образом, международными актами в сфере труда работнику гарантируется срок выплаты заработной платы, при котором поддерживается достаточный уровень материального обеспечения для него и (или) членов его семьи.
Если обратиться к международным актам, то можно сделать вывод, что положения ТК РФ полностью соответствуют им. На международном уровне сроки выплаты заработной платы определяются двумя актами: Конвенцией МОТ № 95 «Об охране заработной платы» 1949 г. и Рекомендацией МОТ № 85 1949 г. с аналогичным названием. Согласно ст. 12 указанной Конвенции заработная плата должна выплачиваться через регулярные промежутки времени. В свою очередь, п. 4 названной Рекомендации содержит более конкретную норму: максимальные сроки выплаты заработной платы должны обеспечивать такое положение, при котором заработная плата выплачивалась бы:
не реже двух раз в месяц через промежутки времени, не превышающие 16 дней, для трудящихся с почасовым, поденным или понедельным исчислением заработной платы;
не реже одного раза в месяц для служащих, заработная плата которых установлена на основе месячного или годового исчисления.
Для трудящихся, заработная плата которых исчисляется на основе сдельной оплаты труда, максимальные сроки выплаты заработной платы должны быть по возможности установлены таким образом, чтобы обеспечивалась выплата заработной платы не реже двух раз в месяц через промежутки времени, не превышающие 16 дней.
Таким образом, международными актами в сфере труда работнику гарантируется срок выплаты заработной платы, при котором поддерживается достаточный уровень материального обеспечения для него и (или) членов его семьи.
Во-первых, если руководствоваться логикой авторов, то в локальных актах должны быть указаны конкретные даты выплаты заработной платы для каждого календарного месяца, ведь количество дней в каждом месяце года варьируется от 28 до 31. Между тем, если обратиться к п. 15 Служебного распорядка Министерства труда и социальной защиты РФ, выяснится, что денежное содержание выплачивается гражданским служащим Министерства два раза в месяц - 2-го и 17-го числа. Из указанного примера видно, что денежное содержание за отработанный календарный месяц выплачивается в начале следующего месяца, что не соответствует позиции авторов. Между тем