Фрагмент для ознакомления
2
1. Государственная служба. Понятие, виды и отличительные особенности.
Государственная служба призвана обеспечить реализацию основных функций государства, исполнение которых возлагается на государственных служащих, находящихся на службе в органах публичной власти. Следует отметить, что в научной литературе не существует единого подхода к определению понятия "государственная служба". Характерными определениями термина "государственная служба" являются :
- инструмент и технология государственного управления, реализации функций государства;
- механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и управления;
- публичный институт реализации государственной власти;
- система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач;
- единство правового, социального и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти;
- способ и форма реализации связей и отношений между государством, гражданским обществом и человеком;
- система юридически регулируемой деятельности и отношений служащих органов государственной власти по обеспечению и исполнению их полномочий;
- публично-правовое отношение между государством как работодателем и госслужащим как наемным работником;
- совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений;
- особый вид профессиональной, управленческой деятельности - административной или аппаратной.
Некоторые ученые под государственной службой понимают практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах.
Вместе с тем государственная служба рассматривается как деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции РФ и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу.
По нашему мнению, под государственной службой принято понимать:
- институт административного права (совокупность правовых норм), устанавливающий и регулирующий общественные отношения по поводу установления требований к государственным должностям государственной службы, определения содержания статуса государственного служащего, установления условий и порядка прохождения государственной службы, порядка прекращения прохождения государственной службы;
- профессиональную деятельность государственных служащих на государственных должностях, не являющихся выборными, с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти;
- совокупность людей, находящихся на службе государства, исполняющих свои профессиональные обязанности на контрактной основе за соответствующее вознаграждение.
Наиболее широким из представленных выше понятий является институт административного права, который охватывает собой понимание государственной службы и как вида деятельности, и как совокупности людей, замещающих должности государственной службы.
Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов.
Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Иностранные граждане могут служить по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных силах РФ и воинских формированиях.
Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (занятия) им определенной должности. Статус должности определяет объем правосубъектности служащего, его социально-правовое положение. Должность - первичная социально-организационная структурная единица государственного органа или учреждения, определяющая служебное место и роль замещающего ее лица, комплекс его прав и обязанностей, а также требования к профессиональной подготовке .
Впервые нормативное понятие государственной службы было закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ныне утратившего силу). В Законе указывалось, что государственная служба - профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
3. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 15.07.2021) // "Российская газета", N 49, 11.03.2015.
4. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.
5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
6. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // "Российская газета", N 17, 27.01.1996.
7. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об опеке и попечительстве" // "Российская газета", N 94, 30.04.2008.
8. Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
9. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 13.07.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 29.06.2021) "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" // "Российская газета", N 9, 18.01.2003.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // "Российская газета", N 222, 03.10.2016.
12. Алексеева И.С. К вопросу о понятии и видах государственной службы в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 12. С. 44 - 46.
13. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2018. 144 с.
14. Козбаненко В.А. Иные виды государственной службы - правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 9. С. 92 - 101.