Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития экономики торговый сервис является наиболее сложным и малоисследованным элементом хозяйственной деятельности предприятия.
Система менеджмента качества (СМК) часть системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребностям, ожиданиям и требованиям заинтересованных сторон. Современные СМК базируются на принципах TQM.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании данных. Таких как:
низкая производительность труда;
длительные межоперационные перерывы из-за неорганизованности маршрутов с перемещением механизмов и оборудования, график их использования;
неиспользованный резерв загрузки оборудования на участках;
низкий уровень автоматизации учета и отчетности;
наличие претензий от заказчиков.
Все это приводит к дополнительной потребности в финансировании хозяйственной деятельности, тормозит процесс анализа, управления хозяйственной деятельностью.
В процессе исследования были изучены работы как отечественных, так и зарубежных авторов.
Целью работы является исследование системного подхода к управлению качеством. Задачи, требующие решения для достижения данной цели:
провести теоретическое исследование основ системного подхода к управлению качеством;
провести анализ применения системного подхода к управлению качеством.
Объект управление качеством. Предмет Системный подход к управлению качеством.
Данная тема имеет практическую значимость. Качество услуг предприятий торговли базируется на двух взаимосвязанных компонентах:
качество и безопасность товара;
качество сервисного обслуживания.
Следовательно, главной тенденцией развития торговых предприятий в ближайшие годы станет изменение подходов к менеджменту качества услуг. Данный процесс не может быть легким, так как готовых методик по внедрению и развитию в России данного подхода пока не существует.
1 Теоретические основы исследования системного подхода к управлению качеством
Рассмотрим понятие и сущность системы качества на предприятии. Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством [1].
Методологически для предприятия в данной системе важны два принципа. Первый – клиенты предприятия имеют жизненно важное значение для деятельности организации. Так, без клиентов – нет бизнеса, без бизнеса – нет организации. Так, цель предприятия – сохранять и увеличивать число клиентов, удовлетворенных высоким качеством продукта, расширить их число.
Интегрированная система менеджмента (далее - ИСМ) представляет собой совокупность двух и более систем менеджмента, взаимодействующих как единое целое. Наиболее известными составляющими ИСМ организации являются система менеджмента качества по ИСО 9001, система экологического менеджмента по ИСО 14001, система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда по ИСО 45001, и иные системы менеджмента. Для чего необходима интегрированная система менеджмента?
Для большинства российских компаний, которые проявляют желание конкурировать на равных с западными компаниями, сертификация на соответствие стандартам, которые приняты в России, а также и за рубежом, делается обязательной. Интеграция систем менеджмента, которые соответствуют требованиям нескольких международных стандартов одновременно, - это перспектива для устойчивого развития организации или предприятия.
ИСМ гарантирует согласованность и структуру мероприятий внутри организации [3]. Необходимо подчеркнуть то, что внедрение ИСМ соединяет в себе достоинства каждой из входящих в ИСМ систем менеджмента. ИСМ особенно приемлемо дает возможность реализовать требования по увеличению уровня экологии, безопасности, качества и др. За последние годы вопрос внедрения ИСМ делается все наиболее ключевым для российских компаний, встречающихся со значительной конкуренцией со стороны западных и кое-каких отечественных компаний, которые доказали свои достижения в области управления качеством, экологии и безопасности труда. Возможны следующие цели интеграции системы менеджмента:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова П.А. Системный подход к управлению качеством телекоммуникационных услуг // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 1 (52). С. 832-837.
2. Алютина Д.С., Лаврухина Н.В. Системный подход к управлению качеством продукции на предприятии // Kant. 2021. № 2 (39). С. 16-20.
3. Ахметшин А.А., Ибатуллин У.Г. Повышение качества образовательных услуг в системе ДПО в рамках интегрированной системы менеджмента: проблемы и пути решения // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 7. С. 1017-1026.
4. Горбунова Д.И., Горбунова А.В. Инвестиции как затраты на качество в разрезе системного и институционального подходов к исследованию управления качеством продукции на предприятии // В сборнике: XX научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ВПИ (филиал) ВолгГТУ. Сборник статей. Министерство образования и науки РФ, ВПИ (филиал) ФГБОУВО ВолгГТУ. Волгоград, 2021. С. 229-231.
5. Жабин Е.А. Совершенствование системы управления рисками через создание интегрированной системы банковского риск-менеджмента // В сборнике: проблемы теории и практики управления. Сборник трудов Международного научного форума. В 3-х томах. Южный федеральный университет. 2018. С. 63-70.
6. Мамешов Р.Т. Системно-структурный подход в управлении качеством материалов // Парадигма. 2021. № 4. С. 43-47.
7. Мирварисова Л.Т., Гулямов Б.Т. Этапы разработки перспективной интегрированной модели системы управления качеством учреждений здравоохранения на основе системы менеджмента качества / В книге: инновационное развитие науки и образования. монография. Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2018. С. 244-251.
8. Прутян С.С., Никулина Н.Н. Системный подход к управлению качеством образования / В книге: Горинские чтения. Инновационные решения для АПК. Материалы Международной студенческой научной конференции. 2021. С. 273.
9. Система менеджмента информационной безопасности как элемент интегрированной системы менеджмента качества / Солдатов В.Г., Вавилин Я.А., Вестимая Л.А. // В сборнике: . 2019. С. 46-50.
10. Система менеджмента качества как часть интегрированной системы менеджмента предприятия атомной отрасли / Возчикова К.О., Спиридонов Д.М., Евсеева Д.М. // В сборнике: Техническое регулирование в едином экономическом пространстве. сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 69-74.
11. Чумакова О.А. Интегрированные системы менеджмента качества готовой продукции и экологии на примере предприятий строительной индустрии // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2019. № 3 (22). С. 259-265.