Фрагмент для ознакомления
2
Социально-культурная деятельность – это уникальная в своем роде деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Она представляет собой источник позитивных эмоций, энергии, открывает огромные возможности для общения и развития, социализации. Существует широкая вариация досуговой деятельности, направленной на реализацию комплекса задач. Это: студии искусств, интеллектуально-творческие игры, физические и психологические тренинги, спортивно-игровые мероприятия, выставки, показы кинофильмов, театральных постановок, концертные и иные мероприятия. Причем, среди великого многообразия досуговых форм, особое место отводится именно игре.
Игра также выступает важным фактором, побуждающим к раскрытию новых, ранее незамеченных способностей личности, «симулятором» какой-либо жизненной ситуации, инструментом для произведения социализации личности.
Сегодня существует довольно большое количество педагогических технологий на основе акти¬визации и интенсификации деятельности детей, подростков, молодежи, людей старшего возраста, к которым относятся игровые технологии. Таким образом, актуальность темы данной работы заключается в том, что именно игра закладывает азы поведения и общения, восприятия мира и самого себя, и от тактики педагогической деятельности организатора досуговой деятельности во многом зависит, насколько мощной будет сила воздействия этого инструмента.
Конкурсно-игровые программы и их роль в современной праздничной культуре.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют формирования креативного, творчески активного поколения, способного нестандартно и эффективно решать новые проблемы. В педагогике проблема творчества и креативного мышления всегда была одной из самых актуальных. Однако, несмотря на это, она остается недостаточно изученной в теории и мало представленной в практике социально-культурной деятельности. Поэтому интерес к теме игры в контексте досуга не ослабевает с годами. Понятия «игра» и «игровая деятельность» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории и программы по развитию креативности и творческих способностей личности в игровой деятельности. Исследованием развития творческих способностей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.
Как отмечает Алан Джордан Старко в книге «Творческая игра в классе», стратегии, которые поддерживают креативность - решение проблем, изучение множества вариантов и изучение запросов - поддерживают глубину понимания.
Роберт Стернберг утверждал, что креативность в игровом процессе может предсказать успех ребенка выше стандартизированных результатов. Практические исследования доказали, что у дошкольников, обладавших творческим мышлением, сформированным в ходе игры, уровень успеваемости, в частности, результаты освоения знаний, коммуникативные и иные навыки значительно выше, нежели у тех, кто никогда не увлекался и не занимался творчеством.
Помимо достижений в образовательном процессе, художественно-эстетическое развитие в процессе игровой деятельности может сделать обучение более увлекательным, что приведет к радости и позитивному эмоциональному вовлечению детей.
Таким образом, если педагогика вообще определяется как изучение процесса обучения, то игровая педагогика или игровое развитие определяется как наука и искусство досугового обучения. Это раздел педагогики, в котором подчеркивается ведущая роль креативности в игровом процессе для успешного воспитания личности ребенка и дальнейшего обучения. По своей сути игровая педагогика учит тому, как творчески познавать мир и становиться творцами самих себя, творцами своего будущего. Игровая педагогика относится не только к детской категории, она может стать ключом решения сложных психологических проблем и для взрослых людей. Так, психологи отмечают огромную позитивную роль семейных игровых праздников для решения межличностных проблем в семье, налаживания семейных контактов, продуктивного общения.
Сегодня игровая деятельность – это не только способ духовной рекреации, но и воспитательная методика, без которой не обходится ни один грамотный педагог, психолог. Именно игра позволяет ребенку или взрослому прикоснуться к прекрасному, открыть в себе скрытый потенциал, проявить свои способности.
Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»
Согласно Д.Г. Миду, игра – это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.
Н.Д. Ушинские отмечает, что «игра – развитие души».
Л.С. Выгодские определяет игру, как первую, ключевую школу воспитания ребенка.
Игровая деятельность в Большой энциклопедии под редакцией С. А. Н. Леонтьев считает, что игровая деятельность – это иллюзорная реализация нереализуемых интересов. Это вид деятельности, который формируется на этапе онтогенеза и направлен на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором формируются и совершенствуются навыки самоуправления поведением.
Игровая деятельность подразумевает великое разнообразие видов и форм, и одной из форм игры является конкурс – соревнование с целью выделение наиболее сильного или выдающегося игрока, претендента на победу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артёменко, З.В. Азбука форм воспитательной работы/ З.В. Артёменко. – Москва: Бел. Дом печати, 2020. – 315с.
2. Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга – Москва: Флинта 2018 . – 340с.
3. Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М.: АСТ, 2008.
4. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие / А.Д. Жарков. – М.: Просвещение, 2008. – 247 с.
5. Козловская, Л.И. Досуговая программа в системе социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социальная работа. – 2002. - № 3. – С. 15-18.
6. Козловская, Л.И., Бирюкова Т.М. Культурно – досуговая программа в работе с подростками // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. № 6. – С. 31 – 31.
7. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Эксмо, 2016.
8. Марков, О.И. Сценарная технология / О.И. Марков. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2016. – 476 с.
9. Марков, О.Н. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О.И. Марков. – М.: Эксмо, 2018. – 158 с.
10.Наумчик, В.Н. Воспитание свободой: теория и практика альтернативной педагогики / В.Н. Наумчик. – Минск: Четыре четверти, 2005. – 200с.
11. Немов Р.С. «Психология» книга 1 – Москва: Владос 2010. – 375с.
12. Немов, Р.С. «Психология» книга 2 –Москва: Владос 2014. – 402с.