Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проекта.
Повышение роли моральных принципов во всех сферах жизни - доминирующий признак демократического, высокоразвитого общества. Реализация задач нравственного воспитания молодого поколения в российском государстве имеет важное значение, а специфика обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями, нормами общественной морали, принципам регулирования поведения и тому подобное. Именно поэтому в период детства нужно сформировать у детей нравственные чувства и качества, побудить их к усвоению определенных норм и правил, развивать соответствующие мотивы и привычки поведения, для сохранения, укрепления здоровья и полноценной жизнедеятельности.
Насилие в учебных заведениях имеет разную природу и характер, проявляется как в форме одноразовых насильственных действий, так и в виде постоянных издевательств, унижений и систематической травли. Особую опасность представляет систематическое насилие - травля или буллинг.
Буллинг (от англ. Bully - хулиган, задира, грубиян, «to bully» - задираться, издеваться) - длительный процесс сознательного жестокого обращения, агрессивного поведения, чтобы причинить вред, вызвать страх, тревогу или создать негативную среду для человека. Особым признаком буллинга является долгосрочное «отторжение» ребенка ее социальным окружением. Часто именно в семье дети получают первый опыт насилия и впоследствии переносят его на сверстников [1, с. 85].
Целью данного проекта является рассмотрение проблемы буллинга среди подростков.
1 БУЛЛИНГ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, СТРУКТУРА
Проблема школьного насилия возникла уже в начале 20 века, в 1905 году К. Дьюкс впервые опубликовал свою работу на данную тему. Первые систематические исследования проблемы буллинга провели скандинавские исследователи: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А.Пикас, Е.Роланд [15]. Они разработали концепцию буллинга - (bullying от анг. bully - хулиган), определив его как притеснение, дискриминация и травля.
В дальнейшем данная проблема заинтересовала британских ученых, таких как В.Т. Ортон, Д.А. Лэйн, Д.П. Таттум, Е. Мунте [8]. Таттум (1989) понимал под буллингом особый вид насилия, когда человек длительное время нападает физически, либо угрожает другому человеку, слабому и бессильному, для того чтобы человек ощущал себя изолированным, напуганным, лишенным свободы действий.
В своих исследованиях Д. Лэйн опирался на работы Е. Роланда и дает следующее определение буллинга: травля, представляющую собой насилие, которое может носить как кратковременный, так и длительный характер, может быть физическое или психическое, и проявляется в отношении индивида или группы людей, не способных защитить себя в сложившейся ситуации. В США начали проявлять особое внимание к буллингу в 1990-х годах Каталано, Хоукинс, Харарчит. Национальная ассоциация школьных работников США определила буллинг как динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками
в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намерено, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе.
Буллинг – это длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению. В своей статье о буллинге в школьной среде О. Д. Маланцeва обратила внимание на то, что «школьная травля» (school bullying) включает в себя не только продолжительное физическое и психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не может защитить себя в данной ситуации, но также совокупность социальных, психологических и педагогических проблем [22].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными: Классный час [Текст] / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2019. - № 2. - C. 85.
2. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. No105. С. 159-165
3. Каменщикова, Л. М. Духовно - нравственные ценности русской семьи [Текст] / Каменщикова Л. М. // Дополнительное образование и воспитание. - 2018. - № 3. - С. 56.
4. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве // Эксперимент и инновации в школе. - 2018. - № 6. - С.48.
5. Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе [Текст] / Э. П. Козлов //Педагогика. - 2014. - № 9. – С. 94-100
6. Кривцова С.В. Буллинг в школе и сплоченность неравнодушных. 2019.
7. Логинова, Н. В. Реализация программы нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников // Профильная школа. - 2018. - № 5. - С. 60.
8. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2020
9. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? /О. Мальцева/ / Социальная педагогика. — 2017. — No 4. — С. 90–92.
10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. – СПб.: 2020.-420с.
11. Семыкина, Е. Н. Нравственное становление школьников в процессе воспитания // Воспитание школьников. - 2017. - № 5. - С. 21.
12. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления/ Д.И.Фельдштейн. – М.: Флинта, 2019.