Фрагмент для ознакомления
2
Кейс 1. Теория позитивной экономики
Задача 1. Самочувствие мужчины зависит от зарплаты его коллег.
Участники исследования, разделенные на пары, выполняли серию тестов различной сложности, за правильное выполнение которых выплачивались премии разного размера – от 30 до 120 евро. Размеры премий за одинаковые задания были разными, причем людей информировали о том, какую сумму получает их партнер. В ходе проводимого эксперимента активность головного мозга его участников фиксировалась методом функциональной магнитно-резонансной томографии. Получение денежной премии приводило к активации вентральной части полосатого тела. В этой области головного мозга находится центр удовольствия, который активируется в ответе в ответ на приятные раздражители – вкусную пищу, красивую девушку и т.д. Знание о размере премий партнеров оказывало заметное влияние на интенсивность реакции испытуемого. Наиболее активным центр удовольствия был у группы мужчин с максимальной премией.
Вопрос. Как объяснить подобное явление с точки зрения позитивной экономики?
Ответ.
Европейский ученый-экономист Армин Фальк из Боннского университета вместе со своими коллегами провел описанный выше эксперимент, в котором участвовали только мужчины. Научные интересы Армина Фалька включают поведенческую экономику и нейроэкономику. Полученный им результат находиться в явном противоречии с традиционной экономической теорией, которая считает значимым фактором экономической
Задача 2. Квазирешение конфликтов.
В книге «Бихевиоральная теория фирмы» утверждается, что организация представляет собой добровольное объединение, у членов которого есть свои личные цели, не совпадающие с целями организации. Поскольку одновременно оба вида целей не могут быть реализованы, необходим механизм разрешения конфликта для достижения достаточной последовательности и согласованности разных целей. Поэтому, цели организации – это компромиссное соглашение, которое достигается в результате обучения и сделок. Информация способствует уменьшению неопределенности при принятии решения, но не устраняет ее полностью.
Вопрос. Как могут приниматься решения в условиях неопределенности целей и взаимосвязей между действиями и последствиями согласно упомянутой выше теории?
Задача 3. Позитивная иррациональность.
Автор книги «Предсказуемо иррациональны» показывает, насколько отдельные люди далеки от предполагаемой рациональности принятия собственных решений. Печаль и радость недолговечны. Вот человек добился своей цели: заработал денег на мечту (дорогая вещь), сделал приятную покупку. Долго ли после этого он радуется этому? Обычно не очень. Даже если это автомобиль, эйфория продолжается максимум несколько месяцев и сходит на нет. Негативные переживания и стрессы по поводу неудач обычно продолжаются дольше, но благодаря действию механизма привыкания и адаптацции они тоже недолговечны.
Вопрос. Как же продлить приятные ощущения, а негативные переживания сделать, наоборот, менее яркими (выскажите свое мнение с учетом упомянутой выше книги)?
Кейс 2. Лояльность клиентов.
Согласно информации Центрального научно-исследовательского института связи летом 2021 года объем перенесенных номеров сотовой связи в нашей стране за последний год превысил отметку в 300 тысяч, а к началу осени стал максимальным с начала 2020-го года.
Эксперты указывают, что действия российских абонентов обусловлены несколькими факторами. По их мнению, вызвано данное явление популярностью freemium-тарифов. Данная опция есть только у некоторых операторов. Популярность её вызвана возможностью экономить денежные средства, если мобильной связью человек пользуется немного ( при использовании нескольких SIM-карт). Также на увеличение переходов оказывают влияние экономические отрицательные процессы: когда гражданам необходимо снижать свои постоянные ежемесячные траты, уменьшение затрат за мобильную сотовую связь для многих играет более весомую роль. На настроениях людей может отразиться и постоянное повышение цен и ограничения на безлимитные тарифы некоторых федеральных операторов. Внимание к переносу номера усилилось после окончания первой волны COVID-19, фактически доказав отложенный спрос на эту услугу. Этому процессу способствовали и сами крупные российские сотовые операторы, объявившие о корректировке тарифов. При этом некоторые из них предложили выгодные варианты по переходу — более привлекательные тарифы или бонусные выплаты за перенос номера.
Все это свидетельствует о том, что нелояльность абонентов остается серьезной проблемой для российских операторов в 2021 году.
Задача 1. Предложите способ измерения лояльности абонентов с точки зрения позитивной экономики.
Задача 2. Какие факторы, способные повлиять на лояльность абонентов, Вы считаете главными?