Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Повышение качества учебного процесса в высшей школе в условиях сокращения количества аудиторных часов можно осуществлять, лишь управляя самостоятельной работой студентов, осуществляя постоянный контроль за качеством усвоения учебного материала. Итоговые показатели успеваемости студентов в сессию не всегда дают действительную картину состояния процесса обучения, что связано со сложностью количественной оценки процессов обучения. В связи с этим возрастает роль текущего и периодического контроля знаний, которым, как правило, не уделяется должного внимания. Это происходит вследствие того, что текущая и периодическая проверки знаний требуют от преподавателя весьма больших затрат времени и интеллектуальных усилий.
Важнейшими составляющими процесса подготовки специалистов фармацевтического профиля являются планирование, стимулирование, организация и контроль учебной работы студентов.
Известно, что показателем успешной работы высших учебных заведений является гарантия высокого качества образования, определяющими факторами которого являются квалификация профессорско-преподавательского состава, качество образовательных программ, информационно-методическое обеспечение учебного процесса, социологическая и воспитательная составляющая. Основным элементом системы менеджмента качества образования является мониторинг успешных достижений студентов, включающих научно обоснованные тестовые задания и балльно-рейтинговую систему оценки учебной деятельности студентов.
Контроль полученных знаний, позволяющий определить уровень усвоения студентами преподаваемого материала, является неотъемлемым элементом процесса обучения - проблема контроля учебной деятельности студентов и адекватности оценки их знаний сохраняет свою актуальность в любых условиях педагогического процесса, при любых образовательных системах и подходах, в разных по профилю и элитарности учебных заведениях. Популярной формой такого контроля является тестирование, основанное на диалоге персонального компьютера и пользователя.
Контроль эффективности учебного процесса позволяет определить, достигнута ли цель обучения, насколько усвоена учебная программа, овладели ли студенты определенным набором компетенций.
Несмотря на то, что контроль и оценка знаний и умений обучающихся являются далеко не новыми компонентами дидактического процесса, технология реализации контроля и оценивания знаний студентов и сегодня являются предметом жарких споров среди педагогов.
D настоящее время многие высшие учебные заведения пересматривают внутреннюю политику контроля учебной деятельности и внедряют инновационные методы проверки знаний обучающихся, зачастую нивелируя значимость традиционных. Одним из оснований реформы системы оценивания знаний студентов является ужесточение требований к качеству высшего профессионального образований и уровню подготовки специалистов, напрямую влияющих на рейтинг вуза.
Особую актуальность в этой связи приобретает проблема объективной оценки знаний студентов, поскольку необъективность и неадекватность в этом вопросе подрывают репутацию вуза, мнение работодателей, а также, что немаловажно, доверие абитуриентов.
1. Проблема объективности педагогического контроля
Контроль или проверку результатов обучения трактуют в современной дидактике как педагогическую диагностику. Термин «диагностика обучения» в дидактике имеет ограниченное применение, хотя в последние годы есть определенные положительные сдвиги в этом направлении. Проверка лишь констатирует результаты, без объяснения их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития явлений.
В качестве основных принципов проверки результатов учебной работы и оценки знаний студентов выделяются следующие: принцип индивидуального характера проверки и оценки знаний студентов; принцип системности проверки и оценки знаний; принцип тематических проверок; принцип дифференцированной оценки успеваемости студентов; принцип единства требований преподавателей к студентам; принцип объективности .
Качество усвоения студентами учебного материала можно характеризовать по уровням усвоения:
1. уровень представления;
2. уровень воспроизведения;
3. уровень умений и навыков;
4. уровень творчества .
В условиях глобализации оценка знаний студентов определяется двумя факторами: во-первых, объективное оценивание преподавателем знаний студентов по установленным четким критериям, и, во-вторых, соответствие уровня знаний изучаемой дисциплины мировым стандартам.
Формы контроля учебной деятельности студентов определяются в зависимости от вида занятий, предусмотренных учебным планом:
для лабораторных занятий - традиционная проверка готовности к занятию (тестовый или устный контроль, решение задач); сдача протоколов;
для семинарских занятий - оценка выступления, собеседование, решение задач;
для лекций - посещение лекций, оценка наличия и качества ведения конспекта;
тестовая оценка знаний студентов на блоковых контрольных работах;
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базарбаева Ж.М., Ермекбаева Д.К., Есимсиитова З.Б. Объективность оценки знаний студентов - необходимое условие повышения качества подготовки специалистов http://econf.rae.ru/article/6846
2. Бутенков С. А. Методика и средства индивидуального тестирования в вузе. - Таганрог: Лаборатория математических проблем ИИ, 2007. - 114 с.
3. Кузнецов А.В. Тестирование как одна из форм контроля знаний студентов / А.В. Кузнецов, З.Д. Хаджиева, Л.С. Кузнецова, Л.П. Лежнева // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб. статей ХІІ Междунар. науч.-метод. конф. - Пенза, 2005. - С. 187-189.
4. Лежнева Л.П. Основные проблемы традиционной системы оценки знаний студентов в высшей школе и пути их решения / Л.П. Лежнева, А.В. Кузнецов, З.Д. Хаджиева // Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2008. - С. 141-142.
5. Лежнева Л.П. Содержание образования в современной высшей школе / Л.П. Лежнева, З.Д. Хаджиева, Н.В. Никитина // Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Поиск новых физиологически активных веществ: материалы 4-й Всерос. с междунар. уч. науч.-метод. конф. «Фармобразование - 2010». - Воронеж, 2010. - Ч. 1. - С. 72-¬73.
6. Никитина Н.В. Роль рейтинговой системы оценки знаний в повышении эффективности вузовского обучения / Н.В. Никитина, Л.П. Лежнева, А.С. Никитина // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. - М. - Челябинск, 2013. - Ч. 3. - С. 111-113.
7. Пидкастстый П.И. Педагогика. Уч. пособие для ст. пед. вузов и пед. кол. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
8. Протасов И.С. Особенности применения рейтинговой и традиционной систем оценки знаний студентов / И. С. Протасов, В. В. Разуваева // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе: сб. науч. статей. - Воронеж: Научная книга, 2009. - Вып. 1. - С. 96-101.
9. Хаджиева З.Д. Формы организации обучения в высшей школе / З.Д. Хаджиева, Л.П. Лежнева, А.В. Кузнецов // Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание: сб. статей IX Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2009. - С. 32-34.
10. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. - М., 2002.